- Итак, мы не вошли в число победителей. Каковы дальнейшие планы администрации в этом направлении или вопрос для области закрыт? - Вопрос не закрыт. Как известно, мы подавали заявку на создание экономической зоны промышленно-производственного типа в числе 41 российского региона. Из них было четыре дальневосточных: Амурская область, Приморский и Хабаровский края, а также Республика Якутия. Заявку на создание сразу трех зон подавали и наши соседи - Читинская область. В итоге, как известно, на всю Россию решено создать лишь две зоны такого типа: в Липецкой области и Республике Татарстан. С экономической точки зрения выбор этих регионов достаточно объективен. Развитoй рынок, налаженные инвестиционные связи, высокая бюджетная самообеспеченность, подготовленная инфраструктура. Например, создание ОЭЗ в Елабуге по существу готовилось 20 лет, с 1985 года, когда началось строительство тракторного завода, в дальнейшем перепрофилированного в автозавод. В 1998 году был принят закон Республики Татарстан «О свободной экономической зоне «Елабуга». Аналогично в Липецкой области, где реализуются крупные итальянские инвестиции. На площадке будущей ОЭЗ «Казинка» уже побывали президент Владимир Путин с премьер-министром Италии Сильвио Берлускони. Еще до подведения итогов конкурса там при участии премьер-министра Михаила Фрадкова был открыт таможенный терминал для бытовой техники, и председатель правительства однозначно высказался о создании здесь промышленно-производственной зоны. Что касается содержательной, функциональной стороны ОЭЗ, то другие заявки не менее отвечали требованиям создания высокотехнологичных производств, чем заявки победителей. В частности, в нашей промышленно-производственной зоне предполагается строительство заводов по сборке автобусов междугородного сообщения и легковых автомобилей среднего класса до 20 тысяч в год с целью нормализации структуры дальневосточного автопарка с правосторонним движением. Строительство завода по производству телевизоров, DVD, пылесосов и другой электробытовой техники объемом до 750 млн. рублей в год ориентировано на ее импортзамещение не только в Амурской области, но и в других регионах Дальнего Востока. Параметры социально-экономической эффективности ОЭЗ в Амурской области также вполне сопоставимы с другими заявками. Так, на создание инфраструктуры, то есть подготовку площадки нашей зоны, требуется около двух миллиардов рублей, из них из федерального бюджета предполагалось не более половины. Около четверти - 558 млн. рублей - это бюджет Амурской области, остальное - привлеченные средства. Это достаточно сбалансированное соотношение, и мы в конкурсе не выступаем как иждивенцы. Более того, с выходом предприятий зоны на проектную мощность к 2015 году бюджетные затраты на создание ОЭЗ должны полностью окупиться, а ежегодные поступления в консолидированный бюджет области - увеличиться на 875 млн. рублей, что на 68% компенсирует современный уровень трансфертов, дотаций и других безвозмездных поступлений из федерального бюджета. Не менее эффективна и социальная сторона проекта. Помимо трех с половиной тысяч новых рабочих мест, которые должны создать в зоне профильные предприятия-резиденты, на обслуживании зоны как внутри, так и за ее пределами будет занято еще более трех тысяч человек. Рядом с зоной в районе села Каникурган должен быть построен современный поселок на 10 тысяч жителей. Это минимальный вариант. Причем на данном этапе в него не включено создание приграничного торгового комплекса, грузоперевалочных терминалов в случае строительства моста через Амур, железнодорожной станции и других объектов. Однако существует еще одна функция ОЭЗ. Они должны стать точками роста, локомотивами развития именно для депрессивных регионов. К сожалению, такая функция зон никак не принималась во внимание при подведении итогов конкурса. Ни одной зоны не создано на огромной территории от Урала до Камчатки и Сахалина включительно. Не случайно, когда министр экономического развития и торговли Герман Греф докладывал итоги конкурса, президент Владимир Путин обратил внимание на то, что в числе победителей нет регионов из Сибири и Дальнего Востока. В итоге принято решение провести дополнительный конкурс. - В этом случае наши шансы становятся реальнее? - Мы даем себе отчет, что на следующем этапе конкуренция еще более усилится. К тому же, по неофициальной информации, некоторый приоритет в Дальневосточном федеральном округе остается за Хабаровским краем. Несмотря на это, мы намерены принять участие и в этом конкурсе. Для нас это один из этапов решения главной задачи - создания международной промышленно-производственной зоны «Благовещенск -Хэйхэ». Подбираются проекты, формируется нормативно-правовая база, разрабатываются финансовые механизмы, согласованные как с российским, так и с китайским законодательствами. Такая зона должна быть создана специальным российско-китайским межправительственным соглашением. Протокол намерений о создании трансграничной особой экономической зоны уже подписан между администрацией области и народным правительством провинции Хэйлунцзян. С предложением о ее создании мы год назад обратились к председателю правительства, а затем и к Президенту России. В итоге Путин дал поручение Грефу совместно с администрацией Амурской области проработать вопросы и механизмы создания такой зоны в районе Благовещенска и Хэйхэ. Согласно этому поручению президента мы постоянно работаем с Минэкономразвития, а также с китайскими партнерами. В настоящее время при участии проектных институтов в Москве и Харбине разработано технико-экономическое обоснование создания международной зоны. Согласно поручению Фрадкова по итогам недавней поездки на Дальний Восток, обоснование направлено в Минэкономразвития, где должна состояться презентация проекта. - Каковы основные проблемы, которые предстоит решать дальше? - Главная проблема - и это сказалось на результатах конкурса, - наша инвестиционная недостаточность. Согласно федеральному закону о зонах, инвестор обязан вложить в свой проект не менее 10 млн. евро, то есть почти 400 млн. рублей. Для отечественных инвесторов и тем более для местных это сложно. Мы обратились с приглашением стать резидентами зоны ко многим зарубежным компаниям. В итоге получили предварительное согласие лишь от четырех китайских компаний с общими инвестиционными намерениями в 164 млн. долларов. Для сравнения: в заявке Приморского края на создание ОЭЗ в районе погранперехода Гродеково - Суйфэньхэ 14 потенциальных резидентов, в том числе три отечественные компании. Суммарный объем инвестиций - 830 млн. евро, что в 10 раз больше объема наших заявок. И проблема не в том, что Амурская область менее привлекательна для инвесторов, чем Приморский край. Инвесторов, и достаточно сильных, в области бывает немало. Но большинство из них ориентируются на наши природные ресурсы. А федеральным законом однозначно запрещается размещать в ОЭЗ переработку полезных ископаемых. Ясно, что нам необходимо переориентироваться на «высокотехнологичных» инвесторов, и не только исключительно для создания зоны, но и в нашей инвестиционной политике в целом. Другой проблемой, но уже внешней, является то, что правительственные органы в Москве до сих пор не определились со строительством мостового перехода через Амур. Какой это будет мост - автодорожный, железнодорожный или совмещенный, какой провозной мощности, когда будет построен? У нас есть ТЭО не только зоны, но и моста, имеются точные расчеты, которые показывают, что коммерческая эффективность и окупаемость мостового перехода в случае создания особой экономической зоны увеличиваются не меньше чем на одну треть по всем основным показателям - по пропуску машин, грузов и пассажиров. Со своей стороны, при наличии мостового перехода в такой же степени повышается рентабельность производства продукции и услуг в самой зоне. Но поскольку вопрос о строительстве моста не решен, мы вынуждены оба проекта представлять раздельно. В силу этого конкурсная эффективность зоны у нас вынужденно более низкая в сравнении с ее потенциальной эффективностью. Хочу подчеркнуть, что мы продолжаем работать над этими вопросами последовательно и целенаправленно, преодолевая проблемы, в том числе те, которые обнаружились благодаря участию области в конкурсе на создание ОЭЗ.

Возрастная категория материалов: 18+