Нелишним будет напомнить, что идею создания Общественной палаты Владимир Путин высказал еще в сентябре 2004 года после трагического инцидента в Беслане. Вскоре был разработан и принят закон, а к концу прошлого года новый орган уже практически приступил к работе. Основной смысл его создания сам президент в свое время и высказал: «Люди должны быть уверены, что их мнение будет услышано». Этот тезис и факт появления общественных палат свидетельствует о кризисе российской системы государственной власти. Действующие органы народного представительства не справляются со своей главной задачей - представлять интересы граждан. Люди не уверены, что их мнение слышат. В этом смысле есть два наиболее распространенных мнения об Общественной палате. Первое сводится к тому, что глава государства (на региональном уровне - губернатор), устав от «хлопушества» бюрократической системы, желает выслушать общественность напрямую. Второе заключается в том, что на фоне фактического свертывания демократических механизмов создается некий декоративный псевдодемократический институт. Мы, дескать, люди цивилизованные - палаты вот создаем всяческие... Минус у Общественной палаты один - теоретическая возможность подмены ею функций некоторых государственных органов, прежде всего парламента. Все-таки не будем забывать, что членов федеральной палаты - представителей общественных организаций - назначал президент. А значит, она является разновидностью совета при исполнительной власти. Все остальные черты палаты - сплошные плюсы, главный из которых - дополнительный контроль за деятельностью власти. Или, выражаясь точнее, самоконтроль. Безусловно, Амурской области такой передовой и новаторский механизм тоже не помешает. Главным препятствием на пути его создания станет, конечно, отсутствие правовых норм. Ведь еще летом проект закона об амурской общественной палате затерялся в областном Совете. Предположим, что он был «сыроват», недоработан, хотя другим он и быть не мог. Но дело в том, что с юридической точки зрения и федеральный закон об Общественной палате совершенно «сырой». Функции палаты (будь то контроль за исполнительной властью или экспертиза законопроектов) пока - не более чем декларации, потому что не обеспечены процессуальными нормами. Создание Общественной палаты - исключительно акт политической воли первого лица страны. По аналогии можно предположить, что если в Приамурье общественная инициатива по формированию собственной палаты не найдет личной поддержки губернатора Леонида Короткова, то и палаты никакой не будет. Любой коллегиальный орган власти, в том числе областной Совет, «замнет» подобную инициативу. На то есть как минимум две причины. Во-первых, создание общественной палаты потребует от депутатов большой законотворческой работы. Во-вторых, действующим органам государственной власти совершенно невыгодно, чтобы их контролировал новый орган, пусть даже состоящий из непрофессионалов. В качестве примера можно привести много лет существующий только на бумаге Уставный суд Амурской области. В основном законе Приамурья он прописан, и его можно учредить. Но это не нужно сформировавшимся в области ветвям власти. А на нет и суда нет. Вполне очевидно, что в деле создания местной общественной палаты главная роль принадлежит не закону, а человеку. Общественники будут апеллировать к президенту и к губернатору, и судьба палаты будет зависеть от того, благословит ее кто-то из них или нет. В нашем конкретном случае немаловажно, кто именно эти общественники и к кому они обратятся. Из более чем трехсот некоммерческих организаций Приамурья активную общественную позицию занимают около двадцати. Кстати, кандидатов в федеральную Общественную палату от нашей области было именно двадцать. Как минимум половину из них составляли представители спортивных организаций или ветераны-силовики. Например, амурские журналистские организации заняли в этой общественной инициативе абсолютно пассивную позицию. Избран в состав палаты был ветеран войны в Афганистане господин Мошков. Итак, если губернатор области не «благословит» амурскую общественную палату, то инициативная группа попытается заручиться поддержкой президентской администрации. Ее в Приамурье представляет главный федеральный инспектор господин Вощевоз - и спортсмен, и ветеран. Поэтому вполне можно ожидать, что вопрос создания амурской палаты общественных деятелей станет очередным поводом для политической борьбы, а это было бы крайне прискорбно.

Возрастная категория материалов: 18+