16 января полномочный представитель Президента России в Дальневосточном федеральном округе Камиль Исхаков заявил, что он одобряет идею объединения регионов вверенного ему округа. По словам полпреда, «благодаря слиянию регионов более динамично будет осуществляться взаимодействие федерального центра с регионами, а внутри объединенного субъекта Федерации можно будет более эффективно распределять бюджетные средства, развивать транспортную инфраструктуру, связь, открывать крупные специализированные медицинские и образовательные центры. В настоящее время границы между субъектами Федерации порой мешают этим процессам». Как мы видим, в пресс-релизе полпреда дано социально-экономическое обоснование идеи объединения и не указываются конкретные регионы. А вот в интервью газете «Время новостей», опубликованном 11 января, Камиль Шамильевич был более откровенен. Он рассказал о том, что еще до его назначения обсуждался план интеграции Амурской и Еврейской автономной областей, но назвал это делом будущего. В этом же интервью полпред называет политическое обоснование возможного объединения: «...укрупнение регионов улучшит управляемость территорий, сократит бюрократический аппарат». Нынешний аппарат чиновников, видимо, не вполне удовлетворяет требованиям Камиля Исхакова. По его мнению, «сначала надо разобраться с местными кадрами - не все из них соответствуют своему уровню». В качестве примера неэффективного управления регионом полпред привел Камчатку. Между тем, по проведенным в 2005 году соцопросам, ее губернатор господин Машковцев был назван населением наиболее приемлемым главой нового объединенного Камчатского края. В то же время он последний из дальневосточных губернаторов, являющийся членом КПРФ, а это немодно. Впрочем, даже если не касаться политического подтекста федеративной реформы, она выглядит не всегда логичной. Можно понять, когда объединяются сильный и слабый регионы. Тогда область-донор может поддерживать дотационную область. Но если объединяются два проблемных региона, их проблемы в любом случае придется решать федеральному центру. Плюс немалые затраты на проведение референдума. Амурская область - дотационная, но социально-экономическая ситуация в Еврейской автономной области еще хуже. В 2005 году там был самый низкий на Дальнем Востоке размер средней заработной платы, уровень убыли населения опережал тот же показатель в Приамурье. Еврейская область находится на последнем месте в округе по объему иностранных инвестиций. Таким образом, в случае объединения регионом-донором должна будет стать именно наша область. Кроме политики и экономики, объединение напрямую затрагивает и национальный вопрос. Практика показывает, что в результате подобных слияний регионы, образованные по национальному признаку, оказываются поглощенными более крупными регионами с преобладанием русскоязычного населения. Так произошло при интеграции Коми-Пермяцкого округа и Пермской области, Эвенкии и Красноярского края, Корякии и Камчатской области. Появление Амурско-Еврейской области приведет к аналогичному результату. В конечном итоге небольшие народы теряют представительство в парламенте Российской Федерации, в верхнюю палату которого входят сенаторы от каждого региона. Естественно, органам исполнительной власти нет никакого резона заботиться об укреплении власти законодательной - между этими ветвями всегда существует некоторая конкуренция. И президент, и его аппарат, и министры исходят из экономической целесообразности и административного удобства. Командовать десятью солдатами проще, чем сотней. Неслучайно еще в 2004 году в столице обсуждался план по объединению всех российских регионов в двадцать восемь крупных краев. Но нет никакого сомнения в том, что региональному лобби и парламентскому корпусу подобное объединение не выгодно. Губернаторы и сенаторы прекрасно знают проблемы своих краев и областей и должны иметь не только представительство в высших органах государственной власти, но и рычаги воздействия на принятие решений. Так или иначе, последнее слово в вопросе возможного слияния Приамурья и Еврейской автономной области будет принадлежать нам, их жителям. Без референдума оно невозможно.

Возрастная категория материалов: 18+