Президентский проект постепенно обретает силу

Президентский национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» постепенно обретает силу. Попытаемся разобраться, каково место амурского крестьянства в этом проекте. Весь намеченный федеральным центром объем финансирования проекта на 2006 год составляет 19,2 млрд. руб. Для сравнения, это немногим более годового бюджета Приамурья - не самого богатого региона России.

Тогда как только Татарстан под названную программу «заказал» правительству 14 млрд. руб. Не меньший аппетит и у чиновников нашего департамента АПК. Но порядок таков, что просить деньги у правительства полагается только через региональные программы. Другого пути нет. Минэкономразвития требует от региональных управленцев, безусловно, целевого использования средств и экономической эффективности. Поэтому для завязки разговора с федеральными чиновниками нужна как минимум областная программа. Если, скажем, Приамурье на год в программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния на 2006 - 2010 годы» закладывает в бюджет 60 млн. руб., то еще 120 млн. получает из федерального бюджета. Не будь своей программы, за пять лет потеряли бы порядка 600 млн. руб. И так по всем направлениям. В диалоге с центром необходимы следующие документы стратегического характера: прогноз, концепция, программа социально-экономического развития, целевые программы. Все они у нашего региона есть. Другое дело, что центр деньги дает избирательно. Возьмем программу «Социальное развитие села до 2010 года». В бюджете области на эту программу на 2006 год запланировано 12 млн. руб. Деньги пойдут на строительство и ремонт водозаборных скважин. Перед новогодними праздниками пришли деньги из центра и на строительство жилья на селе за 2005 год - около шести миллионов. Как понимаете, это крохи. Москва и не скрывает: чтобы иметь больше денег на эти цели, нужно лучше заниматься поиском их на месте, чтобы живей поворачивался собственный менеджмент. Другого пути федеральные чиновники пока не предлагают. С какими предложениями готовится наш департамент АПК выйти к правительству? Пока это на уровне пожеланий, документы достаточно сырые. На прорыв брошены предприятия с наилучшим менеджментом, положительно проявившие себя в новых условиях, зарекомендовавшие безупречной работой. Цифры впечатляют, но и настораживают. Так, потребность в финансировании инвестиционных проектов по ускоренному развитию животноводства составляет 660 млн. руб. Эту потребность на 90 процентов предполагается обеспечить банковскими кредитами. Скорее всего, кредиторами выступят российские банковские холдинги. Пилотные проекты по строительству животноводческих комплексов молочного направления на 1200 голов поведут «Агрофирма АНК» в Волкове Благовещенского района и колхоз «Луч» - в Ивановке. Животноводческие комплексы мясного направления предполагается построить в СПК «Алексеевский» Бурейского района. Свиноводческий комплекс, возможно, возьмется строить ООО «Амурагроцентр», хотя руководство предприятия пока в раздумье. Зато в Крестовоздвиженке Константиновского района вполне готовы провести техническое перевооружение свиноводческого комплекса. Там наработан хороший опыт, есть классные специалисты. На уровне пожеланий и предполагаемое субсидирование процентных ставок из федерального бюджета, и приобретение племенного скота (2200 голов) по договорам с ОАО «Росагролизинг» на сумму в 126 млн. руб. В целом объем финансирования по АПК (согласно проекту) вместе с кредитами только за два ближайших года составит 1478,6 млн. руб. Это перспектива на 2006 - 2007 годы. Какие-то проекты реализуются за месяцы, другие - за два года. Теперь о материях еще более приземленных. О тех самых исходных документах, без которых трудно что-либо делать. Федеральный закон N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации» говорит, что поддержка сельскохозяйственного производства (за исключением мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами) финансируется за счет средств бюджета субъекта. Поэтому 14 марта 2005 года принят областной Закон «О государственной поддержке АПК Амурской области». Из областного бюджета на АПК будет направляться не менее пяти процентов его расходной части. Но в 2006 году порядок вещей таков, что при расходной части бюджета в 15,2 млрд. руб. на производственную составляющую АПК перепадает 467 млн. Нелишне будет сказать о «Комплексной программе государственной поддержки развития агропромышленного производства Амурской области на 2006 - 2010 годы», без которой с федеральным центром разговаривать невозможно. За пять лет объем бюджетного финансирования составит 4,4 млрд. руб. Площадь посевов под зерновыми возрастет до 250 тысяч га (в 2005-м было 165 тыс.), при урожайности 13,9 ц/га валовой сбор - 350 тыс. тонн. Площадь посевов сои составит 310 тыс. га (285 тыс.), а урожайность - 12 центнеров с гектара. Как и положено программе, она предполагает рост по валу овощей, продукции животноводства. Так, поголовье крупного рогатого скота возрастет до 141 тысячи голов (сейчас 109 тыс.), свиней - до 104 тыс. голов (70 тыс.), птицы - до 2100 тыс. голов (1926 тыс.). Учет ведется по хозяйствам всех форм собственности, а также крестьянским подворьям. Возможно, кого-то названные цифры не впечатлили. Действительно, рост предполагается достаточно скромный, не в разы. Однако авторы программы исходят из реального состояния АПК. Польза от этой программы уже в том, что сами специалисты департамента АПК, пока готовили ее, глубже вникли в суть проблем. Хватит ли АПК в 2010 году предполагаемых на финишный год пятилетки 1065 млн. рублей - другой вопрос. Важно, что некоторое оживление в агропромышленном комплексе все же есть.