Как и авторы писем, в основном это люди старшего возраста - те, кто столкнулся с проблемой оформления пенсии. Непосвященный читатель удивится: какая связь между архивом и пенсией? Действительно, будущему пенсионеру достаточно месяца за два до дня рождения обратиться в Пенсионный фонд и уточнить, какие справки необходимы для начисления пенсии и какой период работы для этого лучше выбрать. Проблем не будет, если предприятие, на котором человек трудился, действует по сей день. Все документы по личному составу хранятся в отделе кадров 75 лет. Если же организация прекратила свое существование (такое сегодня встречается часто), не обойтись без помощи областного госархива. Сюда сдают документы ликвидированных предприятий. Чаще всего обращаются за справками о начислении заработной платы и стаже работы. В месяц специалисты отдела приема граждан исполняют 300 - 400 социально-правовых запросов. - Чтобы получить необходимые документы, достаточно заполнить бланк заявления, - рассказывает начальник отдела Наталья Панченко. - При себе нужно иметь паспорт и копию трудовой книжки, не заверенную нотариусом. Если гражданин не может прийти к нам, он посылает запрос. Многие неверно составляют письменные требования, не указывают необходимые данные. Это значительно затрудняет поиск или делает его невозможным. Часто пишут: «Прошу подтвердить заработную плату за такой-то период». Работники архива в подобных случаях вступают в переписку с адресатом, уточняя поисковые данные. Теряется драгоценное время. Чтобы этого избежать, в запросе необходимо указать не только вид справки (о зарплате или стаже), период работы, но и место работы, должность, вложить копию трудовой книжки. Женщины часто забывают, что в свое время сменили фамилию. Специалисты архива перелопачивают сотни бумаг, теряя на поиски дни, и не находят данных только потому, что автор запроса не указала, под какой фамилией работала. - Кроме того, граждане должны знать, что не все услуги у нас бесплатные, - продолжает Наталья Николаевна. - Так, за справку о трудовом стаже и заработной плате за период, не превышающий пять лет (60 месяцев подряд), платить не нужно. Кстати, это достаточный срок для начисления пенсии. Но иногда нас просят предоставить те же данные за больший промежуток времени. В таком случае гражданин обязан за каждый последующий год заплатить 24 рубля. Госучреждению такой запрос обойдется в 36 рублей за год, негосударственным организациям - в 48. Причем услуги оплачиваются независимо от результата. Все социально-правовые запросы исполняются в течение месяца, при условии, что необходимые данные были указаны. К сожалению, помочь могут не всем. Некоторые ликвидированные предприятия, находившиеся на территории Амурской области, не передали в архив документы по личному составу. Тем самым практически лишили бывших работников возможности получать честно заработанную пенсию. - Поэтому сначала лучше позвонить нам по телефону 52-53-01 и узнать, есть ли на хранении документы того или иного предприятия, - посоветовала начальник отдела приема граждан. - Если нет, то человеку придется самостоятельно заниматься поисками исчезнувшего предприятия. Немало граждан обращается в госархив для подтверждения прав на собственность. - Как правило, это владельцы гаражей, домов, садовых участков, - уточнила Наталья Николаевна. - Если земельный участок выделялся по решению горисполкома, райисполкома или сельсовета, то подтверждение можно получить в архиве. Для исполнения имущественного запроса необходимо указать номер и дату (число, месяц, год) решения, краткое его содержание. Запрос, содержащий все поисковые данные, стоит 240 рублей, с неполными сведениями - 360. Пенсионеры, ветераны труда и инвалиды оплачивают 50 процентов. Бесплатно исполняются запросы реабилитированных граждан, а также участников и инвалидов Великой Отечественной войны и других военных действий (по предъявлению удостоверяющего документа).

Возрастная категория материалов: 18+