Воспитывала ее тетка Евдокия Долинская, яркая актриса театра в Комсомольске-на-Амуре. На гастроли по стране брала с собой и приемную дочь. Поэтому неудивительно, что юная Валя собственный выбор в жизни сделала в пользу театра. Сначала училась на театрального художника-исполнителя, чей удел рисовать задники сцены, изготавливать реквизит. Затем в том же Комсомольске окончила актерскую студию. Надо ли говорить, что в 30-е - 50-е это был «ссыльный город», в коем случилась необыкновенная плотность творческой элиты. К примеру, завлитом в театре был Николай Задорнов (автор романа «Амур-батюшка»). Ростки таланта молодой актрисы развивались в благодатной творческой почве. Эта замечательная женщина и сейчас мобильный, необычайно легкий на ногу человек. А тогда это была стройненькая тростиночка на ветру. Потому ей зачастую доставались роли травести. Играла она пионеров, мальчишек. В знаменитой арбузовской «Иркутской истории» ей досталась роль пионерки, тогда как ей самой в ту пору было уже сильно за тридцать. Но Валентине Ивановне в рамках одного амплуа и даже одной профессии тесно. Поэтому, служа в театре, она перебрала, кажется, все профессии - от помрежа и инспектора сцены до бутафора и реквизитора. Будь у нас в Приамурье свой театральный вуз, лучшей кандидатуры для преподавания в нем, пожалуй, и не найти. Матвеева могла бы преподавать все театральные дисциплины. Есть у Валентины Ивановны еще одна главная роль -она супруга народного артиста России Владимира Матвеева. Каков ее вклад в то, что муж не только состоялся как актер на все сто, но и стал безусловным творческим лидером театра, - трудно судить. Жена для народного артиста является первым советчиком и требовательным критиком. И от того зритель только в выигрыше.