В одно из таких небольших сел, Солнечное Ивановского района, отправился корреспондент «АП», чтобы на месте узнать, как справляются власти с воплощением в жизнь важнейшей государственной реформы. Село с обычной историей Солнечное - крошечный населенный пункт, расположившийся в четырех километрах от Среднебелой. В 1971 году здесь был образован крупный совхоз «Приозерный», в землепользовании которого было около двадцати тысяч гектаров земли. Само село к этому времени существовало уже более сорока лет, но именно создание крупного сельхозпредприятия начало привлекать сюда людей. В Солнечном начали экспериментальную застройку - возвели гигантский по сельским меркам Дом культуры, соединенный с такой же внушительной школой, несколько домов абсолютно новой для того времени планировки. Сегодня о совхозе напоминает только табличка на здании администрации. Сельсовет так и остался «Приозерным» (местные власти слишком загружены собственными делами, чтобы заниматься волокитой с переименованием). Сама администрация, кстати, располагается на втором этаже детского сада, закрытого ввиду нехватки воспитанников. Немногочисленные малыши, живущие в Солнечном, в большинстве своем находятся под присмотром мам, сидящих дома без работы. За прошлый год здесь появились на свет только двое новорожденных. Областные власти уже предлагали ликвидировать воспитательное учреждение для дошколят, но глава местной администрации Любовь Ралько решительно этому воспротивилась. Именно ради этого она переселила в детсад администрацию - чтобы сохранить здание. По собственному девятнадцатилетнему опыту управления селом Любовь Дмитриевна знает: любое брошенное здание в российской деревне ждет будущее в виде руин. А пока что детсад вполне в терпимом состоянии. Район взять детсад на баланс отказался, область на содержание денег не выделила. В настоящее время в администрации Приамурья решают, в каком из опустевших детских садов Ивановского района открыть дом ребенка. Конкуренцию Солнечному составляет Среднебелая. Там здание больше по площади, но нуждается в капитальном ремонте. Любовь Ралько пока напирает на лучшее состояние детсада в своем селе и благоприятную экологическую обстановку. За последние годы местные жители окружили здание стеной из деревьев, да и расположено оно в стороне от междугородней трассы, а значит - и от выхлопных газов автомобилей. Принцип первого блина На сегодняшний день сельчане зарабатывают на хлеб в социально-культурной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве или фермерствуют. Первые две категории приносят в местную казну доход - сорок процентов от подоходного налога. За первый зимний месяц поступления в бюджет Солнечного составили тридцать семь рублей. По прогнозам главы, в последующие месяцы эта цифра должна увеличиться. Глава Солнечного на вопрос, как она оценивает первый месяц жизни по новому закону, только разводит руками. Более или менее устоявшиеся способы выживания больше не действуют. Село лишилось главной поддержки - районной. Жители сел, подобных этому, всегда называли районного главу «отцом родным». Теперь на его помощь особо рассчитывать не приходится. - Мы до сих пор не расплатились за январское электричество, - перебирает документы Любовь Раль- ко. - При составлении бюджета пришлось учесть только коммунальные услуги, зарплату и немного оставить на бензин. Денег не хватает на уголь, на благоустройство. На хозяйственные расходы - нет ни копейки. Немного выделили только на бумагу, без которой сегодня ничего решить нельзя. Доходная часть первого самостоятельного бюджета Солнечного составляет 2 миллиона 520 тысяч рублей. В основном это средства федерального и областного бюджетов. Расходная - на 98 тысяч больше. Хотя в этом документе не заложены расходы ни на содержание культурных учреждений, ни на обслуживание ЖКХ - последний ремонт котельной обошелся селу в полмиллиона. С подрядчиком администрация рассчиталась чуть больше чем наполовину. Что касается преимуществ, которые получает населенный пункт по новому закону, то цифры, мягко говоря, не впечатляют. Налог на имущество принесет в бюджет в этом году восемь тысяч рублей, транспортный - шестнадцать с половиной. Еще три тысячи администрация заработает, выдавая населению различные справки. Самый большой доход ожидают, конечно, от земли, но, учитывая сегодняшние нужды села, 156 тысяч рублей - тоже крохи. Аренда имущества добавит 23 тысячи. Последние две строки дохода могли бы существенно увеличиться, если бы все земли и помещения, принадлежащие селу, получили официальную кадастровую оценку. Но здесь получается замкнутый круг: чтобы оформить имущество, селу необходимо немыслимое в сегодняшних условиях количество денег. Если же администрация осмелится сдать его в аренду без оценки - появится прокуратура с проверкой и наложит свое вето. Спасение во взаимовыручке В этих экстремальных, по сути, условиях Любовь Ралько ни грамма своего оптимизма не утратила. Главной задачей она по-прежнему ставит сохранение и поддержку социально-культурных учреждений. По ее железному мнению, без них село опустеет, а потом и исчезнет. Уже несколько лет глава пишет заявления в областные инстанции - от управления культуры до Совета народных депутатов - с просьбой перекрыть крышу Дома культуры, которая с ранней весны начинает усиленно протекать. В отдельной папке хранятся ответы чиновников и депутатов, в которых ремонт постепенно откладывается на период с 2008-го по 2010 год. - Все равно надеюсь добиться своего в этом году, - не сомневается Любовь Владимировна. - Я не отступлюсь. Областные чиновники говорят мне: зачем тебе такой большой Дом культуры? (Для села, в котором живет 641 человек, того же зрительного зала на 360 мест действительно многовато. - А. М.) А как я его уменьшу? Не могу же я половину здания отапливать, а вторую держать холодной. Закроют Дом культуры, чем будет заниматься молодежь? Сразу же преступность подскочит. Из-за текущей крыши уже пришлось перенести библиотечный фонд в другое помещение, а в опустевшей комнате устроить нечто вроде часовни, в которую из района время от времени приезжает батюшка - крестить сельчан. В целом же Дом культуры функционирует в нормальном режиме, проводит дискотеки, концерты, не хватает только кинопроектора. Здесь есть даже небольшая бильярдная, пользующаяся двойным успехом в отдаленном амурском селе. К чести жителей Солнечного, в будущем своей малой родины они в большинстве своем активно заинтересованы. Школьники устраиваются через центр занятости убирать улицы, женщины самостоятельно высаживают деревья. Огромную поддержку главе оказывают местные фермеры. Предоставляют технику для ремонта и очистки дорог, безвозмездно делятся со школой собственным урожаем. - Пропадем мы друг без друга, - уверен один из образцовых земледельцев Солнечного Виктор Цехомский. - Мы помогаем администрации, чем можем, она нам способствует земельные вопросы решать. И хозяйство нужно развивать - тогда в бюджет больше налогов поступит - селу только лучше. А в одиночку никак нельзя. Цехомский занимается фермерством уже десять лет, а в Солнечном живет всю жизнь. Сою и зерновые он садит на семистах гектарах земли, платит шестерым наемным работникам. Парк техники укомплектован полностью, но вот изношенность ее достигает уже восьмидесяти процентов: приходится изрядно тратиться на запчасти. Переработчиков, готовых приобрести у сельских фермеров зерно и сою, много. Вот только в Ивановском районе уже три года неурожай. Сначала посевы в течение двух лет заливало, потом пришла засуха. Вот и ждет глава вместе с фермерами лучших времен, а пока уговаривает Цехомского открыть прямо во дворе магазин - сегодня их в Солнечном всего два. Главы выстроятся в очередь Глава Ивановского района Владислав Бакуменко считает, что страшен вовсе не сам 131-й закон, а то, что его разработчики не позаботились о судьбе сел, не способных по определению обеспечивать себя самостоятельно. В этом году в районе не испытают сильных трудностей только четыре населенных пункта. Райцентр - потому что будет получать в бюджет подоходный налог с расположенных в нем организаций федерального и областного подчинения. Среднебелая, Березовка и Черемхово те же налоги получат от расположенных на их территориях военных частей. Остальным восемнадцати самостоятельным с нового года территориям придется туго, не сомневается районный глава. Собственные доходы у них мизерные: бюджеты каждого поселения пришлось с трудом скорректировать так, чтобы дефицит не превышал десяти процентов. В противном случае их просто не приняли бы, в то время как областная администрация настаивала на скорейшем формировании каждой местной казны. В большинстве районных сел статьи бюджета только обозначены, денег им потребуется куда как больше. - Во-первых, раньше мы могли сами распоряжаться районным бюджетом, делиться с теми, кто нуждается в деньгах больше всего, - объясняет Владислав Владимирович. - Теперь не имеем права оказать дополнительную помощь ни одному из сел. Сказать по правде, мы все эти годы жили на кредиты областной администрации - району помогали оплачивать электроэнергию, уголь, ремонт объектов ЖКХ. По новым правилам за кредитом должен обращаться глава каждого поселения. То есть до этого к губернатору приходили двадцать восемь человек - главы городов и районов, а теперь будут выстраиваться целые очереди. Конечно, не каждый пойдет за кредитом, который был спасением для дотационных территорий. Больше всего районный чиновник переживает именно за ЖКХ, о проблемах которого говорят на всех уровнях власти. Программа модернизации, существовавшая в области до 2006 года, существенно выручала города и села. Район тоже вкладывал в это до десяти миллионов в год. Теперь на помощь областного бюджета рассчитывать не приходится - за ЖКХ отвечают главы поселений. Но о какой самостоятельности может идти речь, если платежеспособность населения за коммунальные услуги, например, в Березовке составляет 54 процента, а в Среднебелой - вообще 35? Коммунальные предприятия обращаются в суды, но потом сами гасят иски, когда выясняется, что из домов злостных неплательщиков приставам нечего изъять. Единственный путь - переселение, но свободных муниципальных квартир у района нет. За последние годы здесь не построено ни одного квадратного метра жилья. То же касается и кадастровой оценки районной собственности. Чтобы сделать ее в полном объеме, району нужно потратить 20 миллионов рублей. По словам Владислава Бакуменко, это нереально. Но пока в собственности администрации находятся три-четыре здания в Ивановке. Районные власти рассчитывали, что с принятием закона им возместят хотя бы суммы, потраченные на их оценку. Неоднократно озвучивали эту проблему, но денег так и не получили. Администрация даже не владеет зданием, в котором размещается. - Сегодня много говорят об оптимизации расходов, предлагают закрывать сельские школы в маленьких селах и возить детей в более крупные, - качает головой Владислав Бакуменко. - Может, это и окажется дешевле, но надо понимать: когда в селе закрывается школа, оно умирает. И нас вынуждают ставить крест на и без того проблемных деревнях. Глава района обещает бороться за каждую из них. Он считает, что, несмотря на растущее количество проблем, жизнь становится интереснее. И законы, и распределение средств меняются, едва по ним привыкают жить. Поэтому приходится находиться в постоянном поиске выхода из сложившейся ситуации. Так или иначе, Приамурье одним из первых встало на путь реформирования местного самоуправления. И в интересах федеральной власти - оказывать ему более щедрую поддержку. Ведь по итогам его реализации в Амурской области свои решения будут принимать и другие российские регионы. Вряд ли их впечатлят аварийное ЖКХ, опустевшие села, закрытые школы и клубы. по мнению глав дотационных районов и сел, без активного участия государства полезный закон может обернуться серьезными неприятностями.