С другой - слегка настораживает, потому как дилогия Ильфа и Петрова о Великом комбинаторе пользуется уж точно не меньшей любовью, чем булгаковский роман. Возвращение сына турецкоподданного Трудно поспорить с тем, что образ Остапа Бендера давно и уверенно ассоциируется в народном сознании с Андреем Мироновым, охотившимся за стульями, и Сергеем Юрским, ожидавшим пресловутое блюдечко с каемкой. Еще один кино-Бендер, Арчил Гомиашвили, многими зрителями забыт, причем абсолютно незаслуженно. Ироничный Остап в его исполнении смотрелся полноценной альтернативой Андрею Миронову, который при всей своей гениальности все-таки сделал из комбинатора персонажа водевиля. И уж лучше вовсе не вспоминать сомнительную затею Василия Пичула 1993 года «Мечты идиота», снятую по мотивам романа с певцом Сергеем Крыловым в главной роли. Поэтому браться за главную роль «Золотого теленка» было делом рискованным. Львиная доля фраз и диалогов из фильма давно вошла в золотой фонд афоризмов, и произнести их как-то по-новому почти невозможно. Играть Бендера после трех предыдущих фильмов - как попытаться вновь изобразить д’Артаньяна или Шерлока Холмса. Когда в Интернете появилась информация, что новым Остапом может стать кто-то из дебютантов экрана, ему оставалось только посочувствовать. В роли своего любимца зритель мог принять только другого любимца. К счастью, так и получилось - Великим комбинатором стал кавказский пленник, сибирский цирюльник и статский советник в одном лице. То есть Олег Меньшиков. Умница российского кино Меньшиков умудрился добиться признания как от непостоянных широких масс, так и от неприступных ценителей высокого искусства. И на экране, и на театральной сцене он с блеском исполняет сложнейшие роли уже не первый десяток лет. Так что его появление в роли Остапа свело зрительское ворчание к минимуму, превратив в живой и, что особенно важно, критический интерес. Уже по первым двум сериям можно уверенно сказать, что Меньшиков и на этот раз себе не изменил. Возможно, его талант несколько смазывается на фоне общей «сериальности» фильма. Создатели визуальных вариантов произведений Ильфа и Петрова никак не избавятся от непреодолимой тяги ко всяким падениям и забавным ужимкам героев. Нет, сам Бендер до такого не опускается - вокруг него то и дело принимаются подозрительно кривляться другие члены экипажа «Антилопы гну». Кому-то, напротив, покажется, что этим подчеркивается значимость меньшиковского персонажа. Вот только иногда возникает вполне обоснованный вопрос: зачем это столь представительный и ловкий господин связался с какими-то клоунами-оборванцами? Черновики и мультики «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» как литературные произведения только с первого взгляда просты для экранизации. Да, умных и смешных диалогов в них предостаточно, действие происходит не в экзотических уголках планеты, а на просторах бывшего СССР, и вообще, ничего придумывать уже не надо. На самом деле атмосферу романов, которая создается во многом авторской речью, передать крайне сложно. Плюс не всегда положительные перемены, произошедшие с городами Советского Союза за те долгие годы, что в них не заглядывал Бендер. Молодому режиссеру Ульяне Шилкиной пришлось столкнуться с разными трудностями на съемках «Теленка», и карта путешествий группы пестрит названиями многих российских, и не только, городов. Знаменитый Арбатов, в котором происходит судьбоносная встреча троих «сыновей лейтенанта Шмидта» с одиноким водителем по имени Адам Козлевич, съемочная группа сделала из городка Плес Ивановской области. Кстати, пресловутая история с автопробегом по бездорожью и разгильдяйству в сериале подана очень аккуратно. И даже как-то странно смотреть - вот только что потрепанный Паниковский картинно вспрыгивает на борт «Антилопы», дрыгая в воздухе ногами - а вот уже Остап удивленно разговаривает с художниками-конкурентами в другом провинциальном городке. Это, кстати, еще один плюс фильма. Как утверждают режиссер и продюсер, с помощью дочери Ильи Ильфа им удалось вставить в фильм не только моменты книги, не вошедшие в фильм с Юрским, но и эпизоды из черновиков писателей-соавторов. Сериал восполняет некоторые пробелы, сделанные в свое время всемогущей и недремлющей цензурой. Судя по первым сериям, они не столько важны для сюжетной линии, сколько для придания сериалу оттенка новизны и оригинальности. С той же целью создатели добавили в фильм и мультипликационные отрывки. Ульяна Шилкина окончила ВГИК под руководством одного из самых интересных российских режиссеров нашего времени - Владимира Хотиненко. Ее дипломной работой стала короткометражка «Ничего страшного», снятая по рассказам Виктора Пелевина. Поэтому ничего удивительного в появлении анимационных отрывков нет. Мультики получились довольно-таки абсурдные, но настроения зрителю они не портят. Рисованный «Лорен Дитрих» Козлевича приятно напоминает своего собрата из гениального советского мультфильма «Волшебное кольцо». Стоит отметить, что сценарий «Золотого теленка» написал Илья Авраменко, уже приложивший перо к нескольким достойным фильмам. Среди них - неоднозначный и жесткий сериал «Честь имею», нашумевший недавно «Первый после Бога», а также романтически-наивный телевизионный «Француз». Профессионализм не позволил автору вскармливать плоды собственной фантазии на ниве классического произведения. Знатоки книги свободно могут произносить вслух диалоги одновременно с актерами на экране. Пробовал - знаю. Заседание будет продолжаться Если «Двенадцать стульев» в основном строятся на двух личностях - Бендер и Воробьянинов, то в «Золотом теленке» на первый план постоянно выходят самые разные персонажи. Трудно не придать значения Зосе, Полыхаеву или Васисуалию Лоханкину - это о них рассказывают Ильф и Петров с помощью полудетективной истории о противостоянии подпольного миллионера с гирями и потенциального эмигранта в белом шарфе. И вот здесь кастинг сериала приятно впечатляет - вместе с популярными в данный момент времени актерами в нем появляются как слегка забытые, так и новички, еще не успевшие запомниться аудитории. Леонид Окунев, например, лауреат «Кинотавра», снимался в «Мусульманине», и вообще артист опытный, а в роли Паниковского сначала совсем неузнаваем. Корейко - Алексей Девотченко - дважды лауреат Государственной премии РФ. Кстати, его появление тоже не требует от зрителя топанья ногами при воспоминании о роли Евстигнеева. Затмить Евгения Александровича в любой из его ролей вряд ли вообще кому-то удастся - таких актеров просто больше не будет. Зато у Девотченко получился совсем другой советский миллионер - нервный, иногда истеричный, и местами невероятно картинный. Если говорить о дебютантах, то, в первую очередь, искренне порадовал Никита Татаренков в роли Шуры Балаганова. Этот молодой актер уже несколько лет работает вместе с Меньшиковым в его «Театральном сообществе». Тем не менее авторы утверждают, что роль он получил именно собственным взглядом на персонажа во время кастинга. Им нетрудно поверить - «моряк, уволенный с судна за пьянство» получился очень разнообразным. И держится крайне уверенно плечом к плечу с Великим комбинатором - в отличие от робкого и глуповатого Шуры в привычном исполнении Леонида Куравлева. Отдельные аплодисменты Дмитрию Назарову. Усач-весельчак в поварском колпаке с канала НТВ в «Золотом теленке» смотрится потрясающе. Зритель давно привык к тому, что Адам Козлевич - это такой сухощавый польский еврей с неуверенным взглядом и дурацкими усами, теряющийся за рулем «Антилопы гну». Так вот нет. Перед зрителем вдруг является пышущий здоровьем верзила, способный поднять эту самую «Антилопу», кажется, левой рукой. Назарову ловко удалось совместить доброту, мудрость и страдание в комедийном, между прочим, персонаже. Его Адам способен яростно крутить ручку автомобиля и бодрствовать в ночи, отгоняя веткой мух от новообретенных товарищей. Мне кажется, именно такой Козлевич мог поддаться влиянию алчных ксендзов. Первые серии «Золотого теленка» уже вызвали достаточно высокую волну негативных высказываний, и еще много таких волн разобьется о пирс хорошей работы над сериалом. Зрителю нужно такое кино. Зрителю просто необходимо по будним вечерам окунаться в атмосферу совсем другого времени и пространства. В первую очередь потому, что Остап Бендер (который, если вы помните, чтил Уголовный кодекс) никогда не учил людей мошенничеству или вымогательству. Он только прибавлял им оптимизма в своей неподражаемой манере. И никакие злобствования не убавят достоинств этого фильма - его будут любить до тех пор, пока кто-нибудь не попробует возобновить заседание.