Принимали нашу делегацию Международный фонд охраны журавлей (МФОЖ) и общественная организация «Друзья Муравьевского парка». Поскольку Муравьевский природный парк занимается реализацией ряда экологических программ, рассчитанных на учащихся средних и старших классов, наши хозяева сочли своим долгом показать учебные заведения штата Висконсин. Кабинка с цифровым замком Надо отметить, что на каждой территории Соединенных Штатов действуют свои законы, в том числе и те, которые касаются образования. Речь идет о школьных программах, заработной плате учителей, социальной поддержке детей из бедных семей. И нет ничего удивительного в том, что учитель на Аляске получает намного больше, чем его коллега на Среднем Западе. Дело в том, что первому, помимо содержания от территории, на которой он работает, полагается еще и доплата от государства. Никого не удивляет здесь и то обстоятельство, что школы соседних округов имеют разные возможности. Объяснение кроется в том, что жители одного округа - они же налогоплательщики, имеющие право распоряжаться своими деньгами, - решили на собрании, что выделят на содержание учебного заведения 35 процентов отчислений, другого - определили, что 25 будет достаточно. Однако если уж говорить о материальной базе американских школ, то ее можно оценить как хорошую и очень хорошую. Причем разница не столь велика. Спортивные залы, мастерские, столовые, стадионы где-то лучше, где-то чуть хуже. В школах, как правило, пищу не готовят - к определенному времени просто привозят еду. Для детей из бедных семей она бесплатная. Кроме того, в коридорах стоят автоматы с напитками (кола, спрайт и т. п. в жестяных банках) и чипсами, сухариками и прочей похожей снедью. Обед - на большой перемене. Маленькие перерывы - обычно на четыре минуты - бывают после каждого урока, который длится 56 минут. За небольшой промежуток времени, который отводится на перемену, учащиеся должны приготовиться к следующему уроку - обязательно поменять тетради и учебники. Они, а также одежда и обувь хранятся в специальных шкафчиках, стоящих в коридорах. У каждого ребенка - своя кабинка с цифровым замком. Все делается очень быстро, без суеты, ругани и уж тем более потасовки. Следует сказать, что американская школа вообще сильно отличается от школы в нашем понимании. То есть у нас учащиеся всех трех ступеней находятся, как правило, в одном здании, в США для каждой из них отводится отдельное. Литл (младшая), мидл (средняя) и хай (старшая) скулс (школы) не могут быть совмещены. Очень мудрое решение! Никто никому не мешает, никто никого не обижает. К тому же при строительстве и оборудовании зданий учтены возрастные особенности детей. К примеру, в литл скул в Вест-Салеме, где работает председатель общества «Друзья Муравьевского парка» Барб Томпсон, нас поразили панно разных цветов - желтого, розового, фиолетового - на лестничных площадках. Это затем, чтобы малыши не путались в лестничных проходах, объяснили нам. Об удобной мебели в классных комнатах и библиотеке, в уголках для отдыха в рекреациях я уже и не говорю. Песенка про амебу Преподаватели приветливые, раскованные, у каждого есть своя фишка. На начало урока биологии в мидл скул у Кэрон Месмер, знакомой учащимся нескольких школ Тамбовского района по занятиям в Муравьевском парке, мы не попали. И потому не сразу обратили внимание на гитару, которая стояла возле учительского стола. А когда поинтересовались, зачем она тут, оказалось, что почти каждый урок свое объяснение Кэрон начинает с песенки, которую сама сочиняет. Она поет об амебах, инфузориях-туфельках... А в тот раз ее произведение было посвящено бактериям. Дети, разделенные на несколько групп, проводили исследования - выявляли полезные и вредные бактерии в продуктах питания, искали их на карандашах и фломастерах, на столах. При этом свободно перемещались по комнате, подходили к учительнице, которая за весь урок ни разу не присела. Кстати, примерно в его середине в классе появился крепкий, спортивного вида мужчина. Подошел к одному ученику, другому, третьему, о чем-то пошептался с ними. - Это мой помощник, - объяснила Кэрон. - Он работает с проблемными детьми, помогает им справиться с заданием. «Проблемными» тут называют учеников не с плохим поведением, а тех, у кого есть проблемы психологического характера - к примеру, очень стеснительных детей. Хотя, конечно же, у некоторых есть и более серьезные трудности. Челюсть барсука Еще с одним помощником учителя мы столкнулись в специализированной школе Ривер Кроссин в Портэдже. Это была приятная женщина средних лет, которая опекала ребят, выехавших на занятия в лес для расчистки экологической тропы (школа специализируется на образовании в сфере природоохраны). При этом присутствовал и волонтер Джеф Нанья - он в свое свободное время занимается с учениками этой школы. По возможности приезжает со своим очень дружелюбным псом. - У нас есть ребята, у которых не все благополучно в семьях. Как правило, они становятся замкнутыми, боятся идти на контакт с одноклассниками, а собаки помогают им раскрыться, наладить добрые отношения, - убежден Джеф. Тут нужно сказать, что американские школьники, помимо нескольких обязательных предметов, имеют возможность ряд дисциплин по желанию изучать более плотно. Так, если кто-то терпеть не может пение, то он имеет право не ходить на него, а выбрать другой предмет. Поэтому понятия класса в нашем понимании здесь также нет. Дети приходят в школу в разное время, на каких-то уроках встречаются, на других расходятся. Точно так же в определенном возрасте можно выбрать и учебное заведение - остаться в классической школе или в течение двух лет посещать такую, как Ривер Кроссин. Здесь отдают предпочтение предметам естественного цикла. Обязательно два дня в неделю дети проводят в лесу. Погожим осенним утром мы составили компанию ребятам и их очаровательной учительнице Виктории. Когда все выгрузились из школьного автобуса, она спросила у ребят, кто и почему, по их мнению, обитает в этих местах. «Койоты, олени, барсуки - потому, что здесь есть для них пи-ща», - поступили ответы. «Докажите мне это!» - потребовала Виктория и отправила детей, разделившихся на группы, в лес. Через определенное время они вернулись, неся всякую всячину: веточки деревьев, шишки, траву и (о радость!) челюсть какого-то животного, предположительно - барсука. Так ли это, никто не стал допытываться, а дети получили задание привести в порядок экологическую тропу и с энтузиазмом принялись за дело. Сметали с нее опавшие листья, вырезали выросшие тут за лето побеги кустарников. В течение двух часов убирали мощное дерево, упавшее на дорожку. Распиливали его на небольшие отрезки, оттаскивали их в сторону, шумно радовались, когда освободили проход. Где живет Вудпеккер Занятия на лоне природы проходят и в образовательном центре на открытом воздухе в Вест-Салеме (его еще называют школьным лесничеством). Здесь нас встречает координатор центра Барб Томпсон. Под ее предводительством ступаем на одну из экологических троп, по которым ходят дети из местной школы. Деревянная дорожка пролегла над низиной. С нее можно наблюдать за растениями, насекомыми, животными болотистой местности. Дальше тропинка ныряет в лес. Барб останавливает нас у высокого дерева, в верхней части которого отчетливо видно несколько дупел, и спрашивает, кто и почему их сделал. Конечно, это дятел лечил больное растение. «Вудпеккер», - по-английски повторяет за нами Барб (мы вспоминаем смешного и туповатого героя диснеевского мультфильма и продвигаемся следом за ней). Вдруг наша учительница заглядывает под раскидистый куст и достает из-под него оленьи рога. Откуда они тут взялись? Олень потерял. И не только рога - под другим деревцем обнаруживается копытце, а Барб, показывая его, просит рассказать, каким образом это животное передвигается. Подобных «находок» на нашем пути встречается немало. После ответа на «загадки» все они перемещаются в большую сумку Барбары. Оленей-вапити в Висконсине очень много. Регулировать их численность пытаются с помощью охоты. Относительно того, открывать сезон или нет, какие квоты установить, всякий раз идет много споров. Как это примерно происходит, Барб демонстрирует, вовлекая нас в игру, в которой у каждого свои роли. Марина Савосько, получив документы и пачку квитанций на штрафы, стала егерем. Марина Неробелова с соответствующими атрибутами - представителем природоохранной организации. Наша переводчица Оксана Торина - садовником (ей вручили румяное яблоко). Принимающая нас от имени Международного фонда охраны журавлей Елена Смиренская, вооружившаяся лопатой, - фермером. Я в оранжевой кепочке являла собой охотника. Каждый высказывал свою точку зрения на эту проблему. Затем нам объяснили, что даже устанавливая большие нормы отстрела животных, здесь не могут сократить их количество: охотники не выполняют их. Отчасти потому, что считают зазорным убивать самок. В лесничестве мы встретились с Франсиной Джонс. Она здесь проводит экскурсии с младшими школьниками. - Вместе с ними я подхожу к кедру или сосне, говорю дереву: «Здравствуй, мой дорогой друг! Как у тебя дела?», - рассказывала она нам. - Обращаю внимание детей на иголочки, листочки растений, на то, какие они красивые. И через несколько занятий начинаю замечать, что и мои ученики уже относятся к ним как к живым существам. Джип - как средство передвижения Дети начинают зарабатывать собственные деньги уже в старших классах. В связи с этим можно рассказать о забавном случае в Барабу, где мы отправились в хай скул. Подъезжая, обратили внимание на огромное количество автомобилей (в основном это были джипы) на школьной стоянке. - Здесь столько много учителей? - не удержалась я от вопроса, решив, что это педагоги пожаловали на занятия. - Да это вовсе не учительские машины, - ответили мне. - Большинство детей у нас работает, и сразу после уроков многие из них отправляются на место службы. Трудятся старшеклассники, как правило, на предприятиях общественного питания, бывает, что и в школьных столовых, в автомастерских, на заправках. Не оставляют работу и после поступления в вузы.