- Итак, мы прожили по новому закону первый месяц... - Чуть меньше, если говорить о финансовой деятельности, ведь движение финансов пошло фактически во второй половине января. И первая проблема, с которой столкнулись, - это финансовое обеспечение тех полномочий, которые с первого января переданы на уровень поселений. Вторая проблема - ЖКХ, и особенно тарифы в этой сфере. Сегодня полномочия установления тарифов переданы на местный уровень. Но в некоторых территориях новая власть оказалась заложником решений по сдерживанию тарифов, принимаемых раньше, в различных, в том числе политических целях. Теперь, когда приходится значительно повышать тарифы, многим это не по карману, что вызывает в обществе негативную реакцию. Так было в последнее время в Благовещенске. Если говорить об организационной структуре, то мы с первого января практически везде имеем выборных должностных лиц - глав администраций и депутатов. Местные органы власти сформированы и в полной мере могут вершить судьбу своих территорий в рамках тех полномочий, которые им переданы. Кое-где не решены проблемы имущественного комплекса - не завершена передача имущества и земли в соответствии с полномочиями, но работы должны быть проведены в кратчайшее время, поскольку это дополнительные источники для муниципальных образований и сельских поселений. Сегодня у нас существует 319 муниципальных образований, в том числе 20 муниципальных районов, девять городских округов, 19 городских и 271 сельское поселение. В период подготовки к реализации закона образовано муниципальное образование «Городской округ Прогресс», со всеми его проблемами и бедами. Наше предложение - все-таки не отделяться от Райчихинска, к сожалению, услышано не было. Возможно, сказались давние исторически не сложившиеся отношения. Был вариант вхождения Прогресса в состав Бурейского района, но население поселка решило быть самостоятельным. Тогда звучали громкие голоса: «Мы готовы, сможем, сделаем!..» Сегодня я получаю массу писем из Прогресса совсем с другими словами: «Нас обманули! Нам обещали, что мы будем жить по-другому, но ничего нового на себе не ощущаем...» Но и ощутить-то было некогда. Еще и не жили по новому закону. Поэтому я убежден, что власти Прогресса в кратчайшие сроки закончат организационную работу и приступят к конкретной реализации своих полномочий. Чтобы жители убедились, что они в состоянии управлять своей территорией. - То есть нет пути назад? А ведь некоторые считают, что в этот сложный период необходимо как раз объединяться? - Почему нет? Никто не говорит, что административно-территориальное деление будет именно таким, как сегодня. Когда мы формировали сельские поселения, состоялось объединение нескольких сельсоветов, например в Серышевском районе. Если раньше в области было 339 муниципальных образований, то в результате объединения осталось 319. Несколько лет назад мы провели пробную работу по объединению города Зеи и Зейского района. В городе состоялся референдум, свыше 80 процентов жителей высказались за объединение. Но, к сожалению, власти Зей-ского района отказались от проведения подобного референдума, видимо, полагая, что им не найдется места в администрации объединенного муниципалитета. Думаю, что эта тема живая, вопрос объединения и укрупнения территорий будет еще возникать. Актуальна она, скажем, для Благовещенска. Сегодня здесь не хватает земли под жилищное строительство, и власти города должны решать эту проблему с Благовещенским районом. Возможно, когда-нибудь встанет и вопрос объединения. Или Тында и Тындинский район. Проблему надо изучать и обсуждать в каждом конкретном случае. Ведь должна быть объединительная цель. Воссоединяться надо во имя экономики, увеличения доходной части бюджета территории, новых возможностей по содержанию социальных и коммунальных объектов. В основе таких решений должен быть расчет. Здесь политику надо оставлять на втором плане. - Что же касается сегодняшних расчетов, то, судя по многочисленным тревожным выступлениям глав местного самоуправления, денег им хватает лишь на два полномочия - зарплату бюджетникам и коммунальные платежи. На все остальное - содержание дорог, кладбищ, а также библиотек, учреждений культуры, музеев (это уже в соответствии с дополнениями от 31 декабря 2005 года) - средств нет. Что же делать? - По нашим подсчетам, для реализации полномочий в полном объеме нам нужно 1 млрд. 200 млн. рублей. При минимальном раскладе - порядка 900 млн. рублей. И решать проблему придется всеми доступными способами. Вот я сейчас встречаюсь с главами сельских администраций и призываю их привлечь на свою сторону местных предпринимателей, решать вопрос оплаты труда жителей своих поселений. Ведь посмотрите, что говорит статистика. Налоговая инспекция провела анализ отчетности по страховым взносам и расчетным путем пришла к весьма тревожному выводу: в целом по области ниже установленного прожиточного минимума выплачивают среднемесячную заработную плату 42 процента работодателей, 19 процентов выплачивают зарплату ниже тысячи рублей! Люди на селе рады любой заработанной копейке, а работодатели их просто эксплуатируют. Не удивлюсь, если часть денег выплачивается в конверте. А значит, муниципальные бюджеты, на пополнение которых направляется 10 процентов налога на доходы физических лиц, недобирают. Вот один из резервов. Думаю, рано или поздно средства в казну муниципалитетов даст и земля. Она наконец будет востребована, по крайней мере в наших центральных районах: Ивановском, Тамбовском, Константиновском. Там уже сегодня встают вопросы нехватки земель. Это что касается перспектив. А в настоящее время в областном бюджете предусмотрены средства на финансовую помощь районам и городам области. Мы образовали областной фонд финансовой поддержки муниципальных районов - 1129,7 млн. руб., областной фонд финансовой поддержки поселений - 18,6 млн руб., областной фонд компенсаций - 4530,8 млн. руб., фонд муниципального развития - 314,8 млн рублей. Деньги, может быть, и не очень большие, но и не малые. И они в том или ином виде придут в сельские поселения, городские округа и муниципальные районы. - Виктор Васильевич, ряд субъектов Федерации воспользовались возможностью отодвинуть срок реализации 131-го закона, задержавшись в так называемом переходном периоде. Скажите, а мы не поторопились с введением закона? - Мне часто задают этот вопрос. Нужно ли было нам спешить, вот другие не спешат? Знаете, мы могли... перезреть. Ведь финансов от того, перешли мы или нет, больше не стало. И наша задача была все-таки в том, чтобы пробудить инициативу на местах. Я уже как-то говорил, что 131-й закон написан не для глав сельских поселений и не для органов государственной власти. Этот закон - для каждого гражданина, проживающего в муниципальном образовании. В нем каждому определена своя роль. Если выборное должностное лицо занимается одним, то жители - другим. И задача местной власти как раз и состоит в том, чтобы обеспечить участие граждан в реализации этого закона - в спорте, культуре, бережном сохранении общего имущества и т. д. Если возвращаться к теме переходного периода, то так получилось, что мы уже с 1996 года работаем по двухуровневой системе местного самоуправления. У нас своевременно создана вся нормативная база - 22 закона о муниципальной деятельности. Мы провели выборы глав и депутатов, как того требует федеральное законодательство. И вдруг звучит предложение - страна не готова, давайте отложим. Заметьте - не отменим, а отложим, то есть рано или поздно, но это делать придется. В общем, мы находились на той стадии работы, когда уже были понесены колоссальные затраты и задерживаться на ней было нецелесообразно. Полагаю, что решение принято правильно, и если бы сейчас не начали работать по 131-му закону, то через два года наступил бы такой период, когда люди просто бы не пошли на выборы, как это случается в других территориях. Объявлены выборы, а желающих стать главой администрации нет. Мы этого избежали. У нас выборы везде прошли активно, в некоторых селах было до четырех человек на место. Это говорит о большой политической активности, и сбивать эту активность мы просто не имели права. - Но сейчас возникает другая проблема: некоторые из глав слагают с себя полномочия, поскольку выполнять их в условиях финансового дефицита невозможно, а получать повестки из прокуратуры неприятно. - Мне кажется, что те главы, которые приняли решение уходить, почувствовали себя не готовыми управлять своими территориями. Возможно, кто-то из них оказался человеком случайным. Но это единицы. А основная масса глав сельских поселений - это люди, переживающие за свое село, за сограждан, которые живут рядом. Да, есть сложности, и денег не хватает, но они полны желания работать и искать средства. К сожалению, есть и другая проблема: многие из вновь избранных глав полагают, что дай им денег, и они горы свернут. Ничего подобного. Ведь нужны еще знания, которых, к сожалению, многим не хватает. Нужно знать, как работает система ЖКХ, основы муниципального управления и какова ответственность за принятие нормативного акта, противоречащего областному и федеральному законодательству. И здесь мы им готовы подставить плечо. За прошлый год обучили порядка 710 человек - специалистов муниципальных образований, глав сельских поселений. Мы передали муниципалитетам 75 модельных нормативно-правовых актов, чтобы не приходилось заниматься самодеятельностью. Подготовили специальную программу, и будем учить глав сельских поселений, как управлять финансами. А там же еще есть одна беда - ответственность за нецелевое использование средств, о чем говорят прокуроры. И у нас уже есть такие случаи, когда главы, придя на выборную должность, трудоустраивают своих родственников, наделяют их квартирами с барского плеча. Естественно, в нарушение законов, норм и правил этики. Еще одна проблема состоит в том, что бесконечно меняется федеральное законодательство. В соответствии со 131-м законом были разработаны нормативные акты на местах, и вдруг 31 декабря 2005 года появляется ФЗ N 199, который наделяет муниципальные власти дополнительными полномочиями. А ведь они уже поспешили ликвидировать у себя отделы культуры, молодежи, специалистов в области физкультуры и спорта. Сейчас это все нужно возвращать, и не без проблем, ведь если кто-то, лишившись в конце года работы, уехал из села, вряд ли вернется назад. И все-таки у нас есть главы сельских поселений, которые давно научились считать деньги, поднимать односельчан на общие дела, мало-помалу наполнять местный бюджет. На недавнем заседании областного Совета возникла дискуссия. А не нужно ли в областной закон об охране здоровья включить статью, которая бы защищала глав поселений от ответственности: ну нет денег - и вроде как делать ничего не надо. Я думаю, что так поступать категорически нельзя. Глава должен знать о своей ответственности и должен требовать от органов государственной власти (законодательной и исполнительной), чтобы обеспечили финансированием те полномочия, которые они же им передали. Это законный путь, нормальный диалог.