Здания типовые, хорошо отапливаемые, хотя немного тесноватые, особенно для габаритных «Кировцев». - Как водится, - рассказывает Василий Гаврилов, старший инженер по эксплуатации техники, -мы начали ремонтировать тракторы и комбайны еще осенью, сразу после уборочной. Первыми загнали в мастерские тракторы, которым выходить в поле на посевной. Техника в основном не новая. ДТ-75, Т-150 и другие в большинстве 1988 - 90 годов выпуска. Причем тракторы переделанные: на ДТ-75 мы поставили мазовские двигатели. А на тракторе «Волгарь» стоит украинский двигатель СМД-64, который ремонтировать бессмысленно, нет для него запчастей. - Действительно, - продолжает разговор главный инженер Сергей Шпилев, - ресурс украинских двигателей очень небольшой. Наши «Волгари» его выработали, и вроде бы их можно ставить за забор. Но мы рассудили так: в тракторе главное - двигатель да трансмиссия. И стали приобретать качественные двигатели ярославского завода ЯМЗ-236 и трансмиссии ВТ-150. Это путь к обновлению старой техники через восстановление. На новые-то тракторы денег нет. Ремонт в хозяйстве ведется собственными силами. После дефектовки подключаются к нему спецы токарного и моторного цехов, кузнец, специалист по топливной аппаратуре, электрик. Если не хватает запчастей - едут в город. Сейчас дефицита нет - выкладывай деньги, и бери, что требуется. Наплавку трущихся частей ходовой делают в Тамбовке в районной сельхозтехнике. Дело это недешевое, и в хозяйстве прежде пытались наплавку вести электродами. Но оставили эту идею - оказалось, неэффективно. Уникальных, незаменимых спецов, какие были прежде в каждом крепком хозяйстве, здесь осталось не так много. Об этом с сожалением говорили и Шпилев, и Гаврилов. Ухоженное, компактно расположенное Садовое от города совсем недалеко. А спрос на хорошего специалиста в областном центре высокий. И зарплата несоизмерима с сельской. Неудивительно, что свой штатный кузнец, выйдя на пенсию (по «горячей сетке»), уехал работать в город. Но садовцам повезло, что в селе есть настоящий патриот, опытнейший кузнец Иван Станиславович Токарский. Он работает в мастерских и одновременно обучает древнейшему и благороднейшему ремеслу молодого молотобойца. Сегодня, согласно еще с осени сверстанному плану, в хозяйстве восстановлены все гусеничные тракторы, сеялки и бороны. Готово все для того, чтобы выйти в поле. До начала весенне-полевых ремонтники намерены поставить на линию готовности «Кировцы». Колесниками в мае будут обрабатывать площади под сою. Но денег на запчасти не хватает. Обычно в это время года выручал ОГУП «Агро», кредитовавший крестьян в счет поставки бюджетным организациям продукции. На эти средства и велись ремонтные работы. Этой зимой пока финансирования нет. О том, насколько проблематично стало работать в сельскохозяйственном секторе экономики, говорит такой пример. В 2003 году в это время года цена сои на рынке составляла 6,5 рубля за килограмм, а солярка стоила 10 рублей. Сегодня соя - 6 рублей, и никому не нужна пока, а топливо - 17 рублей. За рядовую запчасть, к примеру направитель комбайновый, надо сегодня отдать тонну зерна. За стартер на «Кировец» - полторы тонны сои. Нынешнее время расширило представления о том, сколько трактор может оставаться на ходу. - Опыт долгой и безаварийной эксплуатации был и прежде, - рассказывает Юрий Зайцев, директор ОПХ ВНИИ сои. - Еще в Ильиновском совхозе, где я работал раньше, механизатор Александр Карелов собственным примером показывал: десять лет плотной работы на комбайне - это еще не приговор технике. А потому его «Сибиряк» работал четко - как швейцарские часы. Многое зависит от качества механизмов. Но и от человека в не меньшей степени тоже. Очевидного пренебрежения к технике у наших механизаторов я не вижу. Конечно, раньше веселее было работать, когда официальный амортизационный шаг для сельскохозяйственной техники составлял 8 - 10 лет. Да и техническое перевооружение шло таким же шагом. Сегодня другая ситуация. Скажем, приобрели диск сцепления на ГАЗ-53, а через два месяца он вышел из строя. Поставили новую шестерню распределения на «уазик» - через десять дней шестерня развалилась. Поэтому настраиваем снабженцев, чтобы брали запчасти у проверенных надежных поставщиков. Не забывали чтобы и о том, что поток запчастей из Китая идет под российским клеймом. Директор опытного хозяйства уверен, что к началу весенне-полевых работ основной объем ремонта будет выполнен. Департамент АПК сообщает, что на сегодня по области отремонтировано 1070 тракторов (всего по плану - 2445), 360 плугов (1131), 280 культиваторов (1249), 548 сеялок (1452).