Охрану Гербиканского заказника отдали лесорубам В Приамурье всколыхнулась общественность: вдруг оказалось, что некому охранять природные заказники. Сейчас на базе департамента АПК такая структура создается, но пока утверждены лишь ее руководители. То есть по формальному признаку системной охраны заказников нет. Тем временем чиновники другой государственной структуры - лесного управления - выставили на аукцион лесной массив, полностью находящийся на территории Гербиканского заказника, что в Селемджинском районе. Его пройдут сплошными рубками и возьмут 44000 кубометров древесины. Это зоологический заказник, он призван охранять животный мир. Получается, в безвременье охрану ООПТ отдали лесорубам. По словам Светланы Титовой, организатора экологического движения в регионе, директора АмурСоЭС, преподавателя лесного института ДальГАУ, в Приморье по той же схеме отдали заказник Таежный, никогда не горевший и не рубившийся, что для тайги случай исключительный. На него сами лесозаготовители установили негласный мораторий - уникальный уголок природы не рубить. Так лесхоз сам пошел в заказник с топором. Теперь против государственной службы восстало уже все Приморье. Светлана Титова, кроме всего прочего, - менеджер Всемирного фонда дикой природы (WWF), а сфера ее деятельности - весь Дальний Восток. Поэтому в ситуации с охраной природы в Дальневосточном регионе они ориентируется уверенно. У приморцев, говорит она, надзорно-охранная структура ООПТ тоже только формируется и те же, что и у нас, проблемы. Зато в Хабаровске эта структура уже полгода работает с хорошей отдачей. Настораживает экологов и другое: в безвременье, когда российская структурная перестройка власти коснулась природоохранного комплекса, заказники остаются без техники. Пару лет назад только WWF бесплатно передал четыре новых автомобиля, дарили другие спонсоры. Но попробуй отыщи теперь следы тех авто. А без колес какая охрана? О нефтепроводе и бензольном пятне На Дальнем Востоке в работе несколько крупных проектов, о целесообразности которых общественность продолжает спорить. Но вопрос их реализации - дело времени. Возьмем проект транспортировки нефти из Восточной Сибири до Находки (или бухты Перевозная). Проект уже осуществляется. Но до сих пор не решен вопрос о конечной точке нефтепровода. Вроде бы руководство на высшем уровне определилось - это бухта Перевозная. Но теперь прикидывают: зимой Перевозная запакована льдом, а танкеры отнюдь не ледокольного типа. Да и сама бухта от океана никак не отгорожена. Поскольку мыса Ломоносова, который служил бы защитой вроде мола, останавливающего и разбивающего набегающую океанскую волну, и который обозначен (!) на карте как мыс, на самом деле нет. Поэтому нет и бухты. К тому же в районе Владивостока 168 штормовых дней в году, тогда как в районе Находки их не более 30. Вариант с бухтой Перевозной потребует капитальных работ по дноуглублению. А там 120 километров роскошных песчаных пляжей, лучших на юге Приморья, где ежегодно отдыхают десятки тысяч дальневосточников. Другой пример - бензольное пятно. На днях китайское правительство приняло решение о выделении 38 млрд. долларов на строительство очистных сооружений по всей реке Сунгари, в районе Хабаровска впадающей в Амур. По территории водосбора этой крупной реки проживает порядка 70 млн. китайцев. Руководители Поднебесной отреагировали на трагедию и ее последствия вполне адекватно. Дальневосточные экологи удивлены, что с российской стороны не было ни одного заявления. Ничего, кроме судорожных попыток хабаровских властей наладить мониторинг. Тем временем при входе в Амур пятно начало вмерзать. Сунгари в тот момент еще была свободна ото льда. Таким образом, бензол сейчас в замороженном состоянии остается на территории РФ. Местные специалисты полагают, что весь яд, не вмерзший в лед, осел на грунт и теперь способствует реакции подъема придонных отложений. А бензол оседает в нижний слой. При таянии яд отложится в придонных растениях, в различных организмах. Никто не знает, какова будет реакция всего живого на бензол весной, летом и в будущем. Но в низовьях Сунгари, уверяет Светлана Титова, в час «Х» снулая рыба плыла, и это видели наши наблюдатели. Каскаду ГЭС на Амуре быть? В столичной ученой среде многократно подтверждены сентенции о том, что крупнейшая организация «Ленгидропроект» готовится делать СКИОВР (схему комплексного использования и охраны водных ресурсов) по Амуру. В первом СКИОВРе от 1991 года ГЭС на Амуре учитывались. В новом документе, который утверждает правительство, вновь на Амуре «прописаны» пять ГЭС. Одна -Джалиндин-ская (Амазарская) - китайцами запускается в 2007 году. Еще одна - в Хинганских щеках на границе Приамурья с Еврейской автономией - следом за первой. При этом нет никаких официальных заявлений китайской стороны о намерениях. Уже известно, что там собираются строить ГЭС по варианту Бурейской гидроэлектростанции: коммуникации с одной стороны, а левый берег - лишь место, куда опирается плотина. По китайскому плану российский берег и станет местом опоры для новых ГЭС, а рабочие места, строительный подряд, инвестиции, доход - все пойдет нашему правобережному соседу. Российская сторона затрат не несет, зато по-соседски делит последствия ущерба от строительства и эксплуатации энергоузла. Китайцы намерены строить низконапорные плотины, что из экономических соображений является делом очень выгодным. Зато Приамурье, Еврейская автономия и Хабаровский край потеряют все водно-болотные угодья среднего Амура. Московская элита идею строительства каскада ГЭС на Амуре вынашивает и готовится к действию. Амурчанам знать о столичных проектах было бы совсем нелишним. И о последствиях такого строительства тоже. Тем более что есть хорошие наработки ученых. Между тем на достройку Бурейской ГЭС средств уже не хватает. Ведь чтобы гидростанция работала на полную мощь, нужно больше воды. То есть следует поднимать уровень водохранилища. Но если уровень поднять до проектного, тогда надо решать вопрос о переносе железнодорожной ветки Известковая - Чегдомын (в Хабаров-ском крае) которая попадает под затопление. А тратиться на это никто не собирается: денег нет. Уголь за счет оленя и барана Продолжится строительство дороги Улак - Эльга до крупнейшего месторождения угля. Экологов беспокоит, что не решен, не решается и неизвестно, когда будет решен вопрос о компенсациях за ущерб природе. Строящаяся дорога пересекает миграционные пути северного оленя и снежного барана. Чтобы сохранить уникальное для наших краев биоразнообразие, необходимо устраивать национальный парк или заказник. По словам Светланы Титовой, уже отсыпаны первые 60 км новой трассы, уложены шпалы на 20 километрах. Однако никаких «полноформатных» проектов обоснования воздействия на окружающую среду пока никто не видел. Строители предлагают решать вопрос по частям: на местном уровне «обосновали и согласовали» 20 км, затем еще 20. Про компенсацию никто не говорит. Основать здесь национальный парк или иной природоохранный проект не на что. Якуты в этом плане куда мудрее и прагматичнее нас. На их стороне уже существует Токинский заказник, который вскоре обретет статус национального парка. Будь воля с нашей стороны, можно было бы зарезервировать огромные территории. И парк углю не стал бы помехой, и угледобытчики - парку. И еще одно возмущает экологов. Сегодня вовсю, в основном в зарубежной прессе, муссируется информация о строительстве на германские деньги в Селемджин-ском районе нескольких крупных деревообрабатывающих комбинатов. Лес в этом северном районе есть. Не исключено, что «вылазка» в Гербиканский заказник с позволения федеральных чиновников - это лишь разведка боем, чтобы понять, насколько развязаны у чиновников руки. Спору нет, области развиваться надо. Поскольку мы остаемся ресурсным регионом, надо брать и лес. Но следует что-то оставить и потомкам. оскольку тот же лес на нашей северной территории растет очень долго. Поэтому сохранить участки надо. Иначе дикой живности будет некуда. Придеться. Ведь селемджинскую тайгу охотники-промысловики считают самой богатой в Приамурье на соболя и иного пушного зверя.