- Сегодня мы отдаем дань памяти начинателям искусства на амурской земле, готовим мемориальную доску с портретом жившего в Приамурье художника Петра Евстафьева, ученика знаменитого Репина, которая будет размещена на здании училища, где занимались первые амурские художники. Открытие памятной доски приурочено к празднованию 150-летия Благовещенска. - Наверное, полотна не каждого амурского художника станут заметной страничкой в истории, однако год от года амурские живописцы все активнее заявляют о себе. Достаточно вспомнить богатый на яркие события прошлый год. - 2005-й действительно был очень плодотворным. Художники проводили выставки, выезжали на пленэры. Побывали на Бурейской и Зейской ГЭС, отвечая запросам тех, кто желает видеть родные места не в фотографиях, а на картинах. Посмотрев наши произведения, администрация Зейской ГЭС даже решила открыть собственную художественную галерею. В год 60-летия Великой Победы мы выиграли тендер на проведение выставок от Амурской области и приняли участие во Всесоюзном конкурсе. По всей России проводился жесточайший отбор художественных произведений, из 15000 работ отобрано 5000, и только 4000 были представлены на суд искушенного зрителя. В их числе - полотна четверых амурских художников: Александра Жигалова, Сергея Попова, Вадима Афанасьева, Владимира Серебрякова. Подтвердилось, что профессиональный уровень наших живописцев ничуть не ниже, чем у художников из центра России. Мы работаем не на себя, а на лицо нашей области, поэтому с нами считаются и признают. Одной из основных вех деятельности нашей организации стал выпуск в свет иллюстрированного подарочного альбома «Великое таинство», в котором мы отдали дань уважения художникам, которые ушли и оставили яркий след, и тем, кто продолжает творить сегодня. Вторым значительным событием стало открытие русско-китай-ского музея, который приобрел лучшие работы наших живописцев. Обидно, что находится он не в Благовещенске и даже не на территории России, а в Хэйхэ. Китайская сторона оказалась более заинтересованной в нашем творчестве. Соседи уловили пульс времени, когда настоящее художественное искусство вытесняется модной конъюнктурой. Происходит подмена ценностей: достаточно научиться нажимать клавиши компьютера, и ты уже художник. Скачиваешь из Интернета картинку, делаешь комбинацию, и ты - великий! Никаких мук творчества и высоких порывов, все просчитано и выверено до бездушия. В такой обстановке трудно бороться за истинные и непреходящие ценности. - И что же делать в этой ситуации? - Принимать ее как данность и делать свое дело, заниматься творчеством. Теперь амурские художники будут чаще выезжать на работу в Китай. Вместе с руководителем нового музея, известным художником Чен Хуеэ Се, мы сошлись на том, чтобы не только проводить совместные выставки, но и обустроить базу для творчества, миновать бесконечные сложности с транспортировкой картин при пересечении границы. Конечно, новые работы будут доступны в основном глазам туристов. - Радует, что наших живописцев ценят в Китае, однако разве нет пророков в своем отечестве? - 25 лет мы добиваемся открытия художественной галереи, только этот вопрос по-прежнему витает в воздухе. Сегодня работы амурских живописцев хранятся в краеведческом музее в незавидных условиях, в итоге портятся и требуют реставрации. Полагаю, что власти города и области должны заботиться о сохранении культурного наследия, но у чиновников на это свои взгляды. Если музей создан в Китае, значит, заречным соседям это нужно. А организация Союза художников России в провинциальном городе никакой поддержки извне не имеет, живет на хозрасчете, сама содержит мастерские, при этом приносит городу моральные и материальные дивиденды. Однако от нас требуют делиться художественными мастерскими с другими творческими союзами, не дают возможности развиваться, строят препоны. Мы проходим десятки судов, каких-то непонятных скандальных ситуаций, наталкиваемся на непонимание. Пару лет назад я два месяца работал в Париже и был потрясен увиденным в художественных салонах, которые буквально переполнены дорогостоящими полотнами для искушенных ценителей художественного мастерства. Хочется, чтобы профессионализм был востребован и у нас.