- Внутриобластной рынок продовольственных товаров сегодня более чем на половину формируется за счет местных ресурсов, - комментирует ситуацию начальник управления торговли департамента экономического развития и внешних связей областной администрации Ольга Лиштаева. - Но наши производители не всегда могут предложить свою продукцию местному потребителю, поскольку торговля отдает предпочтение завозимым колбасам, сарделькам, сосискам. Тем самым амурский потребитель лишается права выбора. Представители торговых сетей не согласны с таким утверждением и полагают, что окончательное решение - за покупателем. А он, как показывает практика, руководствуется собственным вкусом и толщиной кошелька. Амурские производители не могут предложить тот ассортимент колбас, какой есть у предприятий из других территорий, причем по приемлемым ценам. Вместе с тем сами специалисты торговли признаются, что при всем желании не в состоянии выложить на прилавки магазинов полный перечень колбасных изделий, произведенных в нашей области. Приходится ограничивать даже постоянных партнеров. Оптимальное число компаньонов для работы торговых организаций - четыре предприятия. - Чтобы не страдали интересы всех потребителей, нужно предлагать товар и за 100, и за 500 рублей, - считает начальник управления по развитию потребительского рынка и услуг администрации Благовещенска Евгения Шершнева. - Причем не только завозной, но и местный. Отворачиваться от амурских производителей торговля, конечно, не намерена. Но наши предприятия в условиях рынка оперативно работать, к сожалению, пока не научились. Одна из проблем - несоблюдение сроков поставки колбас в торговые точки. К примеру, в крупных магазинах в день принимают от 40 до 60 поставщиков. И если кто-то из них выбивается из графика, нарушается весь режим. Резервный запас колбас в торговых точках не создают, надеясь на своевременные поставки свежей продукции. В час пик хозяйки спешат после работы за покупками, и если не находят любимого сервелата или «Докторской», убытки несет в первую очередь торговля. К слову, проблему доставки участники рынка колбасных изделий обсуждали и в ходе прошлогоднего «круглого стола». За год ситуация изменилась не на всех предприятиях. Впрочем, есть и другие нарушения, которые отмечались и раньше: отсутствие сведений о сертификации товара, адреса производителя, даты выработки. Чтобы не потерять рынок сбыта, производители решили открывать передвижные торговые киоски, в которых продают свежие колбасы. Потребителям такие нововведения понравились. А вот магазины, вблизи которых размещаются колбасные ларьки, от подобного соседства только проигрывают. Несоблюдение договорных отношений далеко не единственная проблема, с которой сталкиваются предприятия, реализующие колбасы. В ходе встречи производителей и торговцев особенно бурно шла полемика, касающаяся качества амурских деликатесов. Как утверждают представители одного из самых крупных супермаркетов в области, большая проблема для торговли - так называемые естественные потери. Из-за естественной убыли торговля теряет семь рублей из ста. Подсчитав убытки, продавцы хотели обратиться к нормативным актам. Но, как оказалось, последний раз приказ о нормах естественной убыли и потерь продовольственных товаров в торговле издало Минторговли СССР еще в 80-х годах прошлого столетия. По правилам 15-летней давности естественные потери исчислялись десятыми и сотыми долями процента, в зависимости от сорта колбас. Говоря проще, испарение влаги с поверхности изделий было практически незаметным. Теперь потери выросли до семи-восьми процентов. А это десятки тысяч рублей в год. «Современное оборудование для хранения позволяет наращивать объемы продаж за счет запасов. Закупая больше, - говорят торговцы, - мы наносим ущерб не только себе, но и потребителям. Ведь потери выливаются в наценку». У производителей, как оказалось, тоже есть претензии к торговле. По их мнению, качество продаваемой продукции напрямую зависит от условий хранения колбас. К примеру, вареные и копченые сорта требуют соблюдения разных температурных режимов и уровня влажности. Магазины эти правила в большинстве случаев игнорируют. И потому страдают качество товара и авторитет местных предприятий. Рынок колбасных изделий всегда был зависим от поставок мясного сырья. Принимая во внимание тот факт, что большинство амурских производителей колбас выбирают хабаровских и алтайских поставщиков, можно судить и об объемах мясного производства в области. Кстати, за последний год в весе потеряла не только амурская колбаса. Аналогичная ситуация складывается с производством рыбной продукции, животного масла, кондитерских изделий. Потребители сегодня избалованы обилием предлагаемых деликатесов и все время хотят пробовать новинки, в том числе из натуральных ингредиентов. Представители торговли пожелали производителям творческого подхода к делу и пообещали предоставлять места для презентации новинок или площади для размещения собственного оборудования.