По мнению старожил госавтоинспекции, незаслуженно забытая балльная система была наиболее дисциплинирующей и приемлемой формой общения с нарушителями. Получил дырку - езжай дальше, пока не наберешь положенный лимит отверстий или «палок». Пятнадцать баллов в течение года - и марш пересдавать на права. Малоимущие водители не возмущались по поводу «грабительских» денежных штрафов. Кроме того, сегодня существует отдельная категория лихих шоферов, которые, напротив, могут без особого сожаления заплатить 50 или 100 рублей за поездку с ветерком, к примеру, по оживленным городским тротуарам. Фактически это узаконенная покупка возможности ездить по собственным правилам. Как показал опыт, изменения КoAПа хоть и вызывают общественный резонанс и роптание участников дорожного движения, однако дисциплинируют как нельзя лучше. У некоторых нарушителей квитанции об оплате штрафов копились в бардачках десятками. Два года назад в кодексе появилась статья 20.25, согласно которой злостных нарушителей стали подвергать наказанию вплоть до административного ареста на 15 суток. С тех пор более тысячи амурчан побывали за решеткой. Отсидеть на общественных работах максимальный срок еще никому не посчастливилось, зато неделю за решеткой провели многие. На очереди - возврат к баллам. Хуже всего то, что и штрафы никто не собирается отменять. Видимо, сыграли роль рыночные отношения. При желании местные бюджеты могут озолотиться на одних только штрафах. Если одновременно наказать рублем всех, кто не пристегнут ремнями безопасности, которыми пользуются меньше 10 процентов водителей, то доходы в городской бюджет Благовещенска сразу составят семь с половиной миллионов рублей. Это при сегодняшних расценках. Авторы законопроекта пошли дальше, размеры штрафных санкций планируется увеличить сразу в несколько раз. В приватной беседе один из знакомых гаишников признался: «Боимся сглазить». Если законопроект пройдет, автолюбителям придется несладко, проще и дешевле будет ходить пешком. Предполагается внесение в действующий КoАП более 60 поправок. Максимальный штраф будет доходить до 25 минимальных размеров оплаты труда. Если сегодня МРОТ при административном наказании равен 100 рублям, то соответственно злостный нарушитель раскошелится на 2500 рублей. Минимальное наказание вырастет с 50 до 300 рублей. Однако и эти суммы могут стать далеко не предельными. «Перекресток» уже писал о том, что руководители ГИБДД регионов выходили на законодателей с инициативой об отказе от фиксированной ставки МРОТ и переходе на рублевый эквивалент при исчислении штрафов. Если это случится, суммы штрафов вырастут еще в 6 - 7 раз. Таким образом, максимальная планка финансового наказания может достигнуть 500 долларов. Помимо штрафов, каждому виду нарушений будет присвоена балльная цена. Дороже всего управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения или без прав - 8 баллов. За это и другие нарушения, которые в сумме составят 10 баллов, предусматривается лишение водительского удостоверения на срок до двух лет, административный арест до 15 суток и, соответственно, крупный денежный штраф. В городах Приамурья, где традиционно натянутые отношения между властями и частными автоперевозчиками, возможно, решится одна немаловажная проблема. Даже в часы пик, когда в салоне полно людей, каждый второй водитель маршрутки без устали болтает по мобильному телефону. Любой патрульный милиционер в будущем сможет оштрафовать любителя телефонных переговоров, не имеющего устройства «hands free», на 300 рублей. Впрочем, касается это не только водителей маршруток, а всех, кто разговаривает по телефону за рулем. Такие же санкции предусмотрены за неправильный поворот направо, налево или разворот. Нарушение правил расположения автомобиля на проезжей части, встречного разъезда или обгона без выезда на встречную полосу, а также движение по обочинам обойдется в 5 МРОТ (500 рублей). Перестроение при интенсивном движении, когда все полосы заняты, потянет на 10 МРОТ (1000 рублей). Последнее нарушение грозит стать самым популярным на улице Калинина в областном центре. Там в часы пик водители то и дело маневрируют с одной полосы на другую, буквально втискиваясь в плотные потоки своих собратьев. Бывают ситуации, когда по-другому выбраться из пробки невозможно. Разговоры о необходимости расширить магистраль или постройки кольцевой развязки идут лет десять, но пока так и остаются разговорами. В тысячу рублей оценивается и перспектива езды по тротуарам, хотя не исключено, что за нее будут лишать прав на один год. Максимальное денежное наказание (20 - 25 минимальных размеров оплаты труда) предусматривается за выезд на встречную полосу и отсутствие номеров. Возможно, что за подобный вид нарушений будет следовать лишение прав сроком до трех месяцев.