Мир закулисья умеет хранить секреты В «Амурчонок» воспитателя детского сада Марину Давыдову привела любовь к куклам. - Неужели детства не хватило? - удивляюсь я. - Напрасно некоторые считают, что куклы - это несерьезно, - ничуть не обижаясь, объясняет Марина. - Они, как настоящие педагоги, учат детей. Всем своим видом красноречиво указывают на достоинства или пороки. Наверное, во мне так необычно проявляется желание научить чему-то малышню. Каждый день мастерица проводит в бутафорском цехе театра кукол, куда нога зрителя ступает лишь по случаю школьной экскурсии. - Раньше я была уверена, что для спектаклей кукол привозят из Москвы, - смущенно признается опытный бутафор. - На самом деле все театральные герои рождаются здесь, причем в творческих муках. Работа в «мастерской папы Карло» самая кропотливая, а воплощение сказочных образов - целая наука. Сначала по эскизам художника делается слепок, потом форма из папье-маше. А сколько фантазии нужно, чтобы модно одеть персонаж, наделить его ярким характером... - Новая красивая ткань - роскошь для бедного театра. Поэтому используем любую: кримплен, мешковину, фриз, трикотаж, джинсу. Модность придаем за счет печворка - очень актуальной сегодня техники шитья. Сколько книг об этом выпущено, я в них новые идеи подглядываю. В моей работе главное - любовь к шитью. Марина обожает сиятельных особ За 20 лет в «Амурчонке» сказочница давно потеряла счет персонажам, которые прошли через ее руки. Представьте, только в одном спектакле их число может переваливать за 20! Так было в первой для Марины постановке «Путешествие дорожного чемоданчика», где колоритные герои с восточным разрезом глаз путешествовали по странам, изучали мир. Теперь этот спектакль помнят разве что выросшие из коротких штанишек мамы и папы сегодняшних зрителей. Среди сотен глазастых персонажей, конечно, есть любимцы. Особенно Марина любит создавать образы братьев наших меньших. Перед каждым новым спектаклем прежде интересуется, люди в нем или животные? А еще она обожает сиятельных особ: - По сказкам цари - народ глупый, но делать их - одно удовольствие! Яркие короны и мантии, как маленькое чудо, всегда поднимают настроение. Например, в постановке «Иван-царевич и Серый Волк» сразу три царя: один ленивый, изнеженный, другой - хитрый лесовичок, а третий - любитель собирать яблоки, причем золотые. Среди персонажей не бывает одинаковых. Неповторимый облик придается с помощью фактурных деталей, волос из упаковочных китайских лент, капрона, меха и шерсти. - Самое трудоемкое - изготовить туловище куклы. Поролон сегодня выпускают такой рыхлый! Клей на него еле ложится, - вздыхает мастерица. Бывало, что во время спектакля отваливались хвосты и лапы или от бесконечного хлопанья глазами у прекрасных фей и капризных принцесс отлетали ресницы. Что ж, в любом деле случаются неудачи, но на счету Марины Давыдовой гораздо больше побед. Новое туловище для Поросенка Чока Куклы ростовые, тростевые, перчаточные и марионетки, а внутри целый механизм, заставляющий двигаться и даже говорить. Случается, что во время спектаклей актеры роняют кукол. Тогда бутафор возвращает героя к жизни. За десятки лет на театральных подмостках работали сотни кукол. Только век их недолог: время не щадит труд художника-бутафора. - Списанные хранятся в коробках и ящиках, от этого туловища слеживаются, превращаются в поролоновые лепешки. Если решаем восстановить старый спектакль, то героев приходится делать заново, - говорит Марина Давыдова. Сегодня она создает новые туловища свинскому семейству из старого спектакля «Поросенок Чок». Пышная дама-свинка в нарядном платье почти готова и приветливо улыбается трем лежащим на столике поросятам с еще неокрашенными копытцами. - Этой постановке уже много лет, но детворе она нравится. Делаем капитальную реставрацию тростевых кукол, туловища которых одряхлели, пришли в негодность. Фигуры теперь другие - более фактурные, плечистые. В общем, ждите, этот спектакль снова на сцене. Стараниями бутафора в театре появляются целые города, леса и реки... В спектакле про маленького олененка «Сэмбо» и вовсе целая Африка - заблудишься! Сто ромашек к премьере Страсть Марины - цветы. Обычную ленточку она ловко, как цирковой фокусник, умеет превратить в розу. Но самой трогательной любовью окружает обычные полевые ромашки. Наверное, не случайно судьба однажды послала ей испытание на прочность - за один день сделать их целую сотню! Но ухитрилась успеть к спектаклю «Трям, здравствуйте!» Фантазии и терпения Марине хватает и на огромные головы-маски ростовых кукол, в которые облачаются артисты. - Сегодня стало очень модно показывать таких кукол на представлениях или в рекламе. Ведь в душе мы все дети, яркое и необычное каждого привлекает! - заключает она. Марина рассказывает, что когда делала из поролона головы Микки-Мауса, Дональда, обезьяны, то без конца примеряла их на себя, от зеркала не отходила. Теперь мастерит огромную голову Чебурашки. - Из пенопласта головы выходят тяжелые, весом килограмма три, - прикидывает мастерица. - А поролоновая маска легкая и подойдет на любую голову. Раньше и туловище ростовых кукол делали из поролона, но его тяжело носить: слишком сковывает движения. Сегодня лишь обувь и лапки оставляют такими внушительными и все чаще создают их из меха. Наверное, чтобы любить кукол всю жизнь, а главное - верить, что они живые, нужно быть большим добряком и настоящим фантазером. Недаром таких людей называют чудаками. А ведь именно они помогают нам не терять юмора и хотя бы иногда возвращаться в страну «крылатых качелей» и «прекрасного далека».