Как пишет «Коммерсант», таким образом весь алкоголь, поступающий в продажу без этого предупреждения, считается незаконным. Однако амурчане новшества на прилавках пока не заметили и в ближайшее время вряд ли оценят заботу столичных чиновников. Требование правительства грозит производителям большими убытками. Наши предприятия это нововведение выполнять не спешат, а многие продавцы о нем даже не слышали. Постановление N 80 вносит ряд изменений в правила реализации отдельных видов товаров и пополняет их новым разделом «Особенности продажи алкогольной продукции». В частности, информация об алкоголе должна теперь содержать наименование входящих в состав ингредиентов, в том числе биологически активных пищевых добавок; сведения о наличии компонентов, полученных с использованием генно-модифицированных организмов; противопоказания к применению алкогольной продукции. Но шквал негодования вызвал именно этот пункт - о том, что теперь не допускается розничная продажа спиртного без надписи на этикетке о вреде употребления для здоровья людей. В принципе ничего нового власти не придумали. На бутылках и раньше была информация знакомого содержания: «алкоголь противопоказан детям и подросткам до 18 лет, беременным и кормящим женщинам, лицам с заболеваниями центральной нервной системы, почек, печени и органов пищеварения...» Только располагалось это предупреждение на задней части бутылки - контрэтикетке. Теперь производителям придется ее переместить на лицевую сторону своего продукта. Постановление разрабатывали несколько министерств: Минэкономразвития, Минздрав и Минсельхоз. Видимо, авторы документа считают, что россияне станут меньше пить, если на водке будет присутствовать бросающаяся в глаза информация о вреде продукта. В Приамурье же такую инициативу не поддерживают и сомневаются в эффективности подобной борьбы с пьянством. Областные предприятия - производители алкогольной продукции (напомним, их осталось два) выход этого постановления восприняли крайне негативно и назвали абсолютно бесполезной затеей. - Это очередная глупость нашего правительства! - возмутился в разговоре с журналистом «АП» заместитель генерального директора ОАО «Винный завод «Благовещенский» Павел Гучинский. - Бестолковое постановление, ведь на нашей продукции подобная информация есть, но сзади. Какая разница, где она? Государство борется не с тем - лучше бы запретили производство продукции типа «Кносс», которой травится народ. Пока Благовещенский винный завод будет работать по-прежнему и продолжит клеить информацию о вреде «зеленого змея» на обратную сторону бутылки. Новое требование руководство предприятия обещает начать выполнять после того, как закончится запас этикеток, а его хватит примерно на два-три месяца. Наклейки завод заказывает на типографиях Красноярска, Новосибирска, Москвы, и каждая стоит от 20 копеек до 10 рублей. По словам Павла Гучинского, изготовление новых этикеток непременно приведет к изменению цены на винно-водочную продукцию. Алкоголь вновь подорожает, ведь производителям придется немало потратиться на разработку нового дизайна, формы для печати и т. д. Также потребуется новая регистрация в Роспатенте - все этикетки являются зарегистрированными товарными знаками. Еще один местный производитель алкогольной продукции выполнять новое требование правительства вовсе не собирается. - Вся эта информация располагалась у нас на контрэтикетке, и мы будем продолжать их клеить так же, как и клеили, - заявил гендиректор ОАО «Амурский кристалл» Андрей Ведев. - В связи с новыми требованиями будем добавлять туда при необходимости информацию о содержании модифицированных продуктов. Это постановление для тех производителей, чья водка с одной этикеткой, где о вреде алкоголя вообще нет ни слова, или прозрачные наклейки, на которых эта информация еле заметна. А переклеивание этикетки с задней на лицевую часть бутылки никак не повлияет на спрос на алкогольную продукцию и ничего не даст! Это как с сигаретами - разве от того, что на каждой пачке написано о вреде курения, курильщики бросили курить?! Свое решение не переклеивать предупреждающие надписи на «лицо» водки руководство «Амурского кристалла» аргументировало тем, что производителей «никто не заставляет». - Действительно, такое требование есть, но ответственности за его неисполнение пока не предусмотрено, - объяснила ситуацию Наталья Черных, начальник отдела контроля за оборотом алкогольной продукции департамента экономического развития и внешних связей. Специалисты надеются, что вскоре будет разработан документ, позволяющий применять санкции. Теоретически это нарушение подпадает под статью 14.15 Административного кодекса о нарушении правил продажи отдельных видов товаров и влечет наказание для должностных лиц от тысячи до трех тысяч рублей, а для юридических - от 10 до 30 тысяч. Однако нужно вносить изменения в Административный кодекс, то есть принимать закон. Тогда специалистам будет чем руководствоваться. Пока же фактически ничего не изменится. Разъяснительных инструкций, что делать с товаром, который противоречит принятому постановлению, нет. По крайней мере, амурские чиновники и продавцы их не получали, а многие даже и не знают о нововведении. Как отмечают на предприятиях, занимающихся розничной торговлей, они об этом «что-то слышали», но пока нововведение никак не отразилось на их работе. В нашем государстве подобные правовые коллизии случаются часто. Например, то же самое было и с запретом распивать пиво на улице и в транспорте. Закон приняли, но полгода милиционеры попросту не имели право штрафовать нарушителей. Правда, в необходимости последнего нововведения сомневаются даже представители самих контролирующих органов. О вреде алкоголя люди знают с пеленок, но разве многих останавливает это?! Для Амурской области, где смертность от некачественного спиртного одна из самых высоких по стране, различные ограничения и меры борьбы с пьянством актуальны. Но специалисты уверены, что от переклейки этикеток население пить не перестанет. - Лично я думаю, смена места размещения информации о вреде алкоголя никак не повлияет на потребителей, - поделилась мнением Галина Трюхан, начальник городского отдела по лицензированию розничной продажи алкоголя, алкогольной продукции и защиты прав потребителей. - Другое дело, если таких сведений на бутылке нет вообще. Информация о товаре должна быть наглядной и доступной, чтобы человек мог сделать правильный выбор, а где эта наклейка будет, не важно. На участников алкогольного рынка в последнее время новшества сыплются как из рога изобилия. Производители еще не успели оправиться от изменений, которые диктует с 1 января новый закон об обороте алкогольной продукции. Почти два месяца работа заводов была и вовсе заморожена. Гознак не успел вовремя напечатать федеральные марки, без которых нельзя было выпускать продукцию. Также предприятия заставили покупать специальное оборудование для клейки марок, устанавливать единую компьютерную программу. До сих пор заводы не могут начать производство настоек и вин: марки для этого вида продукции еще не поступили в Приамурье. Теперь еще и требование с изменением места предупреждающей надписи на спиртном. - Все эти изменения и новшества направлены на то, чтобы на рынке остались, «выжили» только крупные производители, - уверен гендиректор «Амурского кристалла» Андрей Ведев. - Сейчас готовится еще один закон о государственной монополии на производство и оборот спирта. Планируется, что в стране не будет выпущено ни грамма спирта без разрешения государства.