Но схема работы у челноков осталась прежняя -для сторонних людей малопонятная. Чтобы не платить пошлину за товарные партии на таможне, предприниматели разработали свою систему. Торговцы заказывают товар у «кирпича» - ответственного за перевозку. Он нанимает группу «фонарей» - это рабочие лошадки, которые таскают уже упакованные баулы по маршруту Хэйхэ - Благовещенск. В день границу пересекает до двух тысяч человек. Сколько из них простых туристов, а сколько челноков, не знает никто. Признаваться в причастности к челночному бизнесу готовы немногие. Студент Амурского госуниверситета Алексей в свободное от учебы время подрабатывает курьером-перевозчиком. Заказчик оплачивает ему проезд (немногим более тысячи рублей), дает 10 юаней на питание (меньше 40 рублей, но за Амуром на эти деньги можно пообедать) и оплачивает работу перевозчика ширпотреба. - Раньше 300 рублей за поездку платили, потом - 250, 200, - говорит Алексей. - Я уже с месяц не ездил, но связь с «фонарями» поддерживаю. Многие сейчас переживают, что ценник может еще упасть. Хотя тут все зависит от «кирпича». - «Кирпичи» уже подняли расценки за доставку товара с 18 до 30 юаней за килограмм, - пояснил корреспонденту «АП» владелец небольшого компьютерного салона. - Правда, многие предприниматели надеются, что это, скорее, эмоциональное решение и скоро цена снизится. Новые правила ударили и по обычным горожанам, которые совмещают приятное с полезным - ездят в Хэйхэ и отдыхать, и за покупками. Таможенникам все равно, вез ты в прошлый раз товар или ехал пустой. Если с тех пор не прошел месяц - плати за каждый килограмм четыре евро. - Съездили сегодня, присмотрели видеоаппаратуру, но вывезти не успели, пришлось возвращаться пустыми, - жалуются туристы. - А теперь выясняется, что привезти технику сможем только через месяц! Хотя таможенники сами еще толком не владеют ситуацией. Трехдневные попытки выяснить мнение таможни о работе по новым правилам оказались безуспешными. Эту информацию журналистам может предоставить только помощник начальника, но его телефон все это время не отвечал. - Там какие-то проблемы со связью были, может, поэтому до него нельзя дозвониться, - объяснили в приемной. - Но он работает, готовит пресс-релизы. Прежде начальник благовещенского таможенного поста Михаил Толкачев объяснял новые правила так: - Это борьба с «челноками», с «серым импортом». Мы так это постановление правительства расцениваем. В основном будут затронуты интересы «челноков», а на туристов, которые просто так ездят через туристические фирмы, оно распространяться не будет, потому что они не ездят чаще одного раза в месяц. Сегодня доля «серого импорта» в регионах достигает 85 процентов. Государству это не нравится, поэтому с 26 февраля за товаром можно ездить не чаще раза в месяц и беспошлинно ввозить до 35 килограммов. Главный пункт назначения китайских товаров - благовещенский рынок. Торговые точки есть и у некоторых «кирпичей», и у тех, кто пользуется их услугами для доставки груза из Китая. Изменения на таможне покупателям пока не аукнулись. - Пока всплесков нет. Движение будет, когда подойдут к концу нынешние запасы, а они у предпринимателей огромные, - считает директор благовещенского центрального рынка Евгений Бахтин. - Где-то на месяц их хватит. Потом, думаю, на 10 - 12 процентов цены поднимутся. Оптимистично настроены торговцы российскими вещами и те, кто получает импортный товар легальным путем, через грузовые таможни. Если подорожает китайский ширпотреб, можно будет чуть-чуть поднять цены и на турецкий. А значит, прибыль будет больше. Предприниматели не против платить по четыре евро за каждый килограмм сверхнормативного багажа. Торговцы на рынке возмущены не повышением пошлин, а демпингом со стороны китайских коллег и низкой платежеспособностью покупателей: - Да какая мне разница, сколько платить! Растаможу за любые бабки - хоть раз в месяц, хоть сколько, - рассуждает продавец обуви. - Обычные горожане будут рассчитываться за премудрости государства, - высказывает ту же самую мысль Евгений Бахтин. - Оно таким образом «заботится» о нас, но эксперименты над людьми всегда плохо заканчиваются. По приблизительным подсчетам, только в двухсоттысячном Благовещенске около 10 тысяч горожан заняты в челночном бизнесе. Не исключено, что инициатива правительства только увеличит число «челноков». Сокращение частоты поездок уже начали компенсировать увеличением армии курьеров-перевозчиков, а некоторые «фонари» задумываются о возможности сделать второй загранпаспорт.