- Начну с того, что в поставленном вопросе несколько смещены акценты. Иисус Христос изгнал из храма тех, кто пытался превратить дом Господень в торжище, назначая цену приношениям в жертву Богу и извлекая из этого выгоду только для себя лично. При этом кто-то из торгующих назначал цену побольше, кто-то поменьше; возникли самые настоящие рыночные отношения. И, конечно, Господь, не терпя такого кощунства в храме, силой изгнал бессовестных торговцев. Не следует проецировать такой базар на иконные лавки в современных храмах. Человек, приходящий в церковь по какой-либо духовной потребности или ради интереса, имеет возможность приобрести свечи, чтобы поставить о здравии дорогих ему людей или за упокой, иконы и книги духовно-нравственного содержания и т. д. И деньги, которые поступают в иконную лавку от продажи тех же свечей, книг, икон, целенаправленно идут на содержание храма, а не в карман продавца. Не ошибусь, если скажу, что деньги, отдаваемые нами в иконную (свечную) лавку для приобретения литературы или церковной утвари, являются нашей жертвой на храм Господень. В наши дни все громче и чаще звучит тезис о том, что в храме все должно быть бесплатно. Но таких буквальных утверждений не содержится ни в Священном Писании, ни в Священном Предании. Да, апостолам было сказано: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10,8). Но в контексте речь идет о том, что они сами не должны требовать платы за исцеления и другие благодеяния, ими совершаемые. Но уже в одном из следующих стихов сказано: «Трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10,10). Таким образом, нет ничего предосудительного в том, что в храмах существуют определенные размеры пожертвований за молебны, панихиды, требоисполнения. Другое дело, когда священник отказывает в совершении таинств и треб тем, кто не может заплатить некую сумму. Конечно, такие безобразия недопустимы, и священники, так поступающие, подвергаются очень строгому церковному наказанию. Труд священника, особенно семейного, требует колоссального душевного, да и телесного напряжения. И все это должно как-то компенсироваться. Можно было бы священнику ничего не брать за свои труды, но при следующих условиях: чтобы не платить за квартиру и коммунальные услуги; чтобы не платить за электроэнергию и энергоносители; чтобы не платить за проезд на транспорте всех видов и транспортные услуги; чтобы не платить за воспитание детей в детских садах и обучение их в школах и вузах; чтобы не платить в магазинах за продукты и одежду. Если бы общество предоставило духовенству все эти условия, а в храмах по-преж-нему требовали определенные суммы денег, тогда можно было бы упрекнуть духовенство в стяжательстве. В Ветхом Завете Господь повелел давать священникам десятую часть доходов. Более того, в Моисеевом Законе назначалась четкая плата за совершение того или иного священнодействия. И хотя мы не требуем никакой десятины от каждого прихожанина, как это практикуется сектантами, все равно почему-то священнослужителей обвиняют в денежных поборах. Люди, выдвигающие подобные претензии, пытаются все церковное мерить какой-то нелепой меркой, утверждая, что абсолютно все в храмах должно подаваться даром. Так кто же вселяет в людские сердца такую уверенность? Если сам Бог совершенно определенно говорит, что священники должны «жить от храма» (1 Кор. 9,13), то тезис, будто в храме все должно быть бесплатно, взят от лукавого, но никак не от Бога.