- Начну с того, что в поставленном вопросе несколько смещены акценты. Иисус Христос изгнал из храма тех, кто пытался превратить дом Господень в торжище, назначая цену приношениям в жертву Богу и извлекая из этого выгоду только для себя лично. При этом кто-то из торгующих назначал цену побольше, кто-то поменьше; возникли самые настоящие рыночные отношения. И, конечно, Господь, не терпя такого кощунства в храме, силой изгнал бессовестных торговцев. Не следует проецировать такой базар на иконные лавки в современных храмах. Человек, приходящий в церковь по какой-либо духовной потребности или ради интереса, имеет возможность приобрести свечи, чтобы поставить о здравии дорогих ему людей или за упокой, иконы и книги духовно-нравственного содержания и т. д. И деньги, которые поступают в иконную лавку от продажи тех же свечей, книг, икон, целенаправленно идут на содержание храма, а не в карман продавца. Не ошибусь, если скажу, что деньги, отдаваемые нами в иконную (свечную) лавку для приобретения литературы или церковной утвари, являются нашей жертвой на храм Господень. В наши дни все громче и чаще звучит тезис о том, что в храме все должно быть бесплатно. Но таких буквальных утверждений не содержится ни в Священном Писании, ни в Священном Предании. Да, апостолам было сказано: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10,8). Но в контексте речь идет о том, что они сами не должны требовать платы за исцеления и другие благодеяния, ими совершаемые. Но уже в одном из следующих стихов сказано: «Трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10,10). Таким образом, нет ничего предосудительного в том, что в храмах существуют определенные размеры пожертвований за молебны, панихиды, требоисполнения. Другое дело, когда священник отказывает в совершении таинств и треб тем, кто не может заплатить некую сумму. Конечно, такие безобразия недопустимы, и священники, так поступающие, подвергаются очень строгому церковному наказанию. Труд священника, особенно семейного, требует колоссального душевного, да и телесного напряжения. И все это должно как-то компенсироваться. Можно было бы священнику ничего не брать за свои труды, но при следующих условиях: чтобы не платить за квартиру и коммунальные услуги; чтобы не платить за электроэнергию и энергоносители; чтобы не платить за проезд на транспорте всех видов и транспортные услуги; чтобы не платить за воспитание детей в детских садах и обучение их в школах и вузах; чтобы не платить в магазинах за продукты и одежду. Если бы общество предоставило духовенству все эти условия, а в храмах по-преж-нему требовали определенные суммы денег, тогда можно было бы упрекнуть духовенство в стяжательстве. В Ветхом Завете Господь повелел давать священникам десятую часть доходов. Более того, в Моисеевом Законе назначалась четкая плата за совершение того или иного священнодействия. И хотя мы не требуем никакой десятины от каждого прихожанина, как это практикуется сектантами, все равно почему-то священнослужителей обвиняют в денежных поборах. Люди, выдвигающие подобные претензии, пытаются все церковное мерить какой-то нелепой меркой, утверждая, что абсолютно все в храмах должно подаваться даром. Так кто же вселяет в людские сердца такую уверенность? Если сам Бог совершенно определенно говорит, что священники должны «жить от храма» (1 Кор. 9,13), то тезис, будто в храме все должно быть бесплатно, взят от лукавого, но никак не от Бога.
Господь не обещал, что в храме все будет бесплатно
ОбществоПочему в храме продают свечки, литературу и так далее, хотя Иисус изгонял торгующих из храма, - спрашивает Надежда Семенова из Благовещенска. На вопрос читательницы отвечает настоятель кафедрального собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, что на Релочном, иерей Олег Волочай.
Амурская правда
от 03.03.2006
Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Добавить комментарий
Комментарии