Клон да Винчи

Заходишь в книжные магазины Благовещенска, как в Лувр: со всех стеллажей смотрит Мона Лиза. После выхода романа Дэна Брауна «Код да Винчи» каждый уважающий себя писатель решил сказать свое слово о Леонардо и его картинах, а заодно и заработать на популярном брэнде. «Взламывая код да Винчи», «Загадка кода да Винчи», «Наследие Леонардо да Винчи»... Последний раз такая истерия была связана с Гарри Поттером.

Один автор пишет произведение, становящееся бестселлером, другие мимикрируют под него, начинают клонировать идею, пришедшуюся по вкусу читателям. Выбрать зерна из горы плевел нелегко. «Код да Винчи»: церковь в ярости, феминистки ликуют Неудивительно, что мистический роман американского писателя оценили сразу - он получился интересным для самых разных категорий читателей. И для любителей простых детективов с перестрелками и тупыми полицейскими. И для ценителей искусств с его широким ассортиментом известных названий картин, музыкальных произведений и подвигов архитектуры. Для всех, кому нравится в традиционном находить необычное. Для построения оригинальных теорий Дэн Браун взялся пахать изначально плодородную почву. Во-первых, Леонардо да Винчи был личностью неоднозначной - от такого можно ожидать чего угодно. Во-вторых, он успел проявить себя в разных областях науки и искусства, потому если какая-то идея не до конца воплощена в картинах, то непременно ее можно «дочитать» в инженерных изобретениях или научных трудах по анатомии. В-третьих, за минувшие века история наделала ряд пробелов в биографии великого мастера, и эти пустоты Браун заполняет по своему усмотрению. Однако стоит отдать должное осведомленности автора. Он ненавязчиво освежает в памяти читателя общеизвестные факты по этим темам и доступно излагает путаные сложные теории. Браун досконально изучил гуманитарные архивы ни одной библиотеки, приправив все это информацией о методах дешифровки и новейших технологиях ФСБ. В британские и американские суды поступил уже не один иск по обвинению Дэна Брауна в плагиате некоторых идей, описанных в «Коде да Винчи». Возмущена романом и католическая церковь, которую автор представил в темном свете. Зато довольны феминистические сообщества США, расценившие как комплимент главную тему романа - воспевание священного женского начала, которое компрометировалось на протяжении двух тысячелетий, и то, что настало время открыть истину об отношении Христа и Марии Магдалины. «Ад да Винчи»: плагиат по-русски Российская писательница Наталья Александрова специализируется на несложном жанре. Из вежливости его принято называть «иронический детектив». Но, как сообщается на обложке новой книги, Александрова с юных лет была увлечена загадками истории и мифологии, тайными орденами, мечтала написать произведение, в котором соединились бы секреты египетских пирамид, неизвестные подробности жизни Леонардо и поиски святого Грааля. В романе «Ад да Винчи» оправдались не все интеллектуальные претензии, зато плагиатом веет с каждой страницы. Далеко автор детектива не ходила - за основу взяла мистификацию вокруг все того же Леонардо да Винчи. Начинается история отечественного производства, как и американская, в музее и развивается по такому же сценарию. Тень Брауна видна везде - начиная с внешности героев (зеленоглазая шатенка и статный седеющий мужчина) и заканчивая тем, что некоторые сноски из книги американского писателя у Александровой дословно пересказывают экскурсоводы. У Дэна Брауна в правильности отгадок сомневаться не приходится: они подкреплены историческими фактами, научной расшифровкой древних знаков. Александровские Маша и Старыгин идут по скользкой дорожке: ответы на зарифмованную загадку им слышатся то в гомоне туристов, то они за уши притягивают что-то услышанное в детстве. Странно, что следуя своим догадкам, они все-таки приходят к своей цели. «Подлинная история «Кода да Винчи»: истина где-то рядом Дэн Браун своим романом открыл доверчивой части человечества глаза на правду об Иисусе и католической церкви. А скептикам, напротив, задал тысячу загадок: где здесь вымысел, а где исторические реалии. После прочтения романа хочется схватить справочники по истории, искусствоведению, символизму и самому перерешать все задачки, с которыми столкнулись персонажи Брауна. Для таких пытливых умов написана «Подлинная история «Кода да Винчи». Название книги - рекламный ход. Ни к шифрам знаменитого художника, ни к самому Дэну Брауну она прямого отношения не имеет. Зато вплотную соприкасается с историей различных мистических объектов. На протяжении 70 глав рассказывается о пентаклях, масонах, Меровингах... Причем эти данные не менее причудливо, чем у самого Брауна, сочетаются со статьями о депозитарном банке Цюриха или с описанием архитектуры современных поместий в пригороде Парижа. Доверится автору книги в дебрях расшифровок символов и в этапах развития различных тайных обществ можно. Автор, американка Шаран Ньюман, по образованию историк, на ее счету ряд романов о временах инквизиции, Людовике XIV и крестовых походах. Новая книга историка может оказаться полезной как поклонникам творчества Дэна Брауна, так и тем, кто с недоверием относится к идее, озвученной им.