Снимать документальное кино о Байкало-Амурской магистрали было очень престижно: сюда приезжали съемочные группы из всех республик Советского Союза и дружественных нам социалистических стран. Все стремились показать значимость БАМа и, конечно, самое главное - роль коммунистической партии. Документалисты соперничали друг с другом за право первыми снять выполнение плана очередной пятилетки, сдачи моста ко дню рождения Ленина. Фильмы были отражением эпохи и пользовались большой популярностью у советских людей. Картины показывали по Центральному телевидению, в многочисленных кинозалах. Перестройка резко изменила интересы кинорежиссеров. Большинство из них отвернулись от стройки, а среди тех, кто остался, стало модным снимать обличительные сюжеты про то, сколько здесь закопано денег и что это не стройка века, а ошибка XX века. Потом какое-то время про БАМ вообще забыли. Однако, несмотря на все эти перипетии, разные подходы, документалисты сегодняшнего дня благодарны своим коллегам за то, что они тогда отсняли бесценные кадры грандиозной стройки, которые сейчас уже стали историческими документами. Спустя годы кинопленка сохранила дух того времени. Немцы думали, что БАМ закрыт Сегодня снова у кинорежиссеров невероятный интерес к БАМу. Немцы, французы, японцы, финны, американцы стремятся через объектив видеокамеры увидеть, как они сами говорят, подвиги и судьбы людей, построивших такую дорогу. - Я два года уговаривал свое руководство отпустить меня на БАМ, - рассказывает режиссер немецкой компании «ART» Вольфганг Мертин. - Мне говорили: зачем ты туда поедешь, там уже давно все забросили. Нет, доказывал я, вот увидите - дорога работает, там живут люди и ходят поезда. Так Вольфганг вместе со своей съемочной группой попал на БАМ спустя 30 лет. Все дело в том, что в 1977 году немецкий режиссер уже был в Тынде. Тогда он с группой иностранных корреспондентов освещал строительство Байкало-Амурской железной дороги. Немец приезжал на БАМ снимать сбойку Нагорного тоннеля. - Вот здесь стоял старый вокзал. О, это была, кажется, избушка, - вспоминает Вольфганг, разглядывая здание нового тындинского вокзала. - А сейчас здесь настоящий дворец. Сейчас Вольфганг Мертин прекрасно владеет русским, считая его своим вторым языком, - это очень помогает ему в работе. Большинство фильмов Вольфа посвящено России - в них он рассказывает о современной жизни страны. Особенно режиссера привлекают Сибирь и Дальний Восток. - Германия - маленькая страна, а здесь человек чувствует большую свободу. В Сибири безграничные возможности, здесь уникальная природа. Можно ехать несколько дней на поезде, и ваша страна все не кончается. Вольфганг решил показать Байкало-Амурскую магистраль глазами первопроходцев. Главный герой его фильма - Александр Бондарь, прославленный бригадир западного участка БАМа. Вместе с ним режиссер проехал на поезде по рельсам, которые 30 лет назад укладывала бригада Бондаря. А завершились съемки в Томмоте, где сейчас продолжает строить железную дорогу знаменитый бригадир. Фильм уже смонтировали, и его увидели жители Германии и Франции, где транслируется телеканал «ART». Финнов интересуют судьбы строителей А киногруппа из Финляндии и Эстонии, которая завершила очередной этап съемок, нашла другой сюжетный ход. Их заинтересовали судьбы людей, которые продолжают жить на БАМе, и тех, кто уехал отсюда в Центральную Россию. - Наш фильм будет без закадрового текста, - рассказывает продюсер с российской стороны Александр Гутман. - Все будут говорить сами герои. Их у нас несколько. Они разбросаны по всей России: Тында, Томмот, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Москва, но объединяет их одно - они все имеют отношение к БАМу. Кто-то его строил, а кто-то сейчас обслуживает эту дорогу. Бюджет этого проекта - 250 тысяч долларов. По словам финского продюсера Карле Ахо, для такой ленты это немного. - В составе съемочной группы пять человек: продюсеры, режиссер, оператор, звукооператор, - объясняет Карло Ахо. - Все они получают солидные гонорары. Мы не можем им платить меньше, чем они заработали. Еще у нашей группы высококлассное оборудование, также большие транспортные расходы. А деньги на производство фильма мы получили из финского и эстонского кинофондов. Часть средств выделила российская сторона. Сейчас киногруппа работает с архивом и выбирает кадры, где запечатлены сегодняшние герои фильма в молодости. На киностудии «БАМ» режиссеры уже отсмотрели несколько кинолент. Хронометраж нового фильма о Байкало-Амурской магистрали будет составлять 1,5 часа. Осенью продюсеры планируют привезти киноленту в Тынду и показать на большом экране в киноцентре «Гилюй». Специально для финских телезрителей будет сделан перевод. Рассказы бамовских строителей они будут читать внизу экрана по «бегущей строке». Фильмы о глубинке нужны инвесторам По словам иностранных режиссеров, фильмы о российской глубинке пользуются большой популярностью за рубежом. Многие европейцы впервые для себя открывают новую Россию. Особое внимание к таким документальным лентам у бизнесменов. Немецкий режиссер Вольфганг Мертин считает, что иностранные инвесторы готовы вкладывать деньги в развитие месторождений полезных ископаемых вдоль трассы БАМа, но их пугает неопределенность и отсутствие информации. Фильмы, которые снимают иностранные киногруппы, по его мнению, как раз и нужны для того, чтобы показать все возможности магистрали. - Да, не все гладко на БАМе, здесь есть и проблемы, - говорит финский режиссер Йонни Хилтунен. - Но мы не ищем здесь плохие моменты - сейчас их хватает везде. Нам хочется сделать красивое кино. Оно должно давать положительные эмоции и вселять оптимизм. Если западных режиссеров интересует больше железная дорога, то их коллег из Японии сейчас волнует строительство нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан. Недавно в Тынде побывала съемочная группа японской телерадиовещательной корпорации «NHK». Они снимали материал для программы о российском Дальнем Востоке, большую часть которой займет рассказ о нефтепроводе и об отношении местных жителей к его строительству. К сожалению, не всегда на БАМ могут приехать русские кинодокументалисты. Фильмы о российской глубинке не могут конкурировать по рейтингу с сериалами, поэтому центральные телеканалы деньги на такие проекты почти не выделяют. Изредка отснятые ленты показывают на государственном канале «Культура». Тем временем еще несколько зарубежных телекомпаний собираются в этом году начать работу над фильмами о прошлом и будущем Байкало-Амурской магистрали.