В областном Совете прошел «круглый стол», в котором, помимо депутатов, приняли участие работники департамента образования, главы территорий, где работают учреждения НПО, и руководители училищ и лицеев. Заместитель начальника областного департамента образования Юрий Михальченко отметил, что начальному профессиональному образованию есть чем гордиться. На начало 2006 года количество обучающихся составило 10370 человек, то есть прием молодежи на обучение выполнен на 101,9 процента. Успеваемость и качество знаний по итогам 2004 - 2005 учебного года выросли соответственно на 0,4 и 1,1 процента. - Только перед НПО стоят проблемы гораздо более серьезные, - добавил Юрий Иванович. - Такой рост учащихся совершенно не обеспечивает потребность амурских предприятий в рабочей силе. Мы испытываем ощутимый голод на рабочие профессии. Во многом это объясняется низким престижем начального профобразования, что также является большой проблемой. Налицо слабая связь с производством - система НПО формировалась в области в советский период специально под существовавшие тогда предприятия. Увы, многие из них на сегодняшний день не работают. И выпускаемые училищами специалисты остаются невостребованными. Равно как бухгалтеры, операторы ПЭВМ, секретари-машинистки, которых сейчас у нас очень много. Зато область остро нуждается в бульдозеристах, каменщиках, автослесарях, сварщиках и многих других. К основным направлениям начального профобразования, по словам чиновников, относится в первую очередь развитие социального партнерства между учебными заведениями и потенциальными работодателями. Иначе говоря, училища и лицеи должны работать на заказ. Необходимо изучать потребности профильных предприятий и готовить специалистов исходя из этой практической потребности. Огромное значение приобретает изучение и прогнозирование развития экономики области, отдельных ее городов и районов. Сближение училищ и предприятий должно привести к изменению самого принципа подготовки учащихся. Больше практики - девиз обновляющегося начального профессионального образования. Выпускник ПУ должен иметь развитые навыки практической работы, чтобы предприятия не боялись брать его к себе, не предпочитали ему рабочих со стажем. Современное НПО должно предоставлять подросткам возможность получить многопрофильное образование: одновременное изучение смежных специальностей или ступенчатое обучение. Сегодня в Приамурье востребовано обучение взрослого населения. Директор свободненского ПУ N 9 Юрий Бутаков завел разговор о контингенте учащихся. В основном это ребята из неблагополучных семей, много сирот. Последние часто не знают, зачем пошли учиться на ту или иную специальность, совершенно не готовы к труду, да и не хотят работать. Подготовка из них специалистов не столько педагогическая, сколько психологическая проблема. А психолога в училище нет - ставка не предусмотрена. В ПЛ N 26 Благовещенска более 600 учащихся сами занимаются производственной деятельностью, что дает учебному заведению более двух миллионов рублей дохода в год. Выпускающиеся молодые специалисты - парикмахеры, портные, закройщики - находят работу достаточно легко. А потому и отбоя от желающих учиться здесь нет. Приличный доход позволяет периодически обновлять оборудование. Но директор лицея Алексей Путинцев тоже говорил о проблемах: - Мы ощущаем нехватку квалифицированных мастеров-педагогов. Зарплаты им установлены невысокие - любой из них в мастерской или в салоне за неделю сможет заработать больше, чем у нас за месяц. Потому многие и уходят из образования. Причем самые талантливые. Особенно пессимистично прозвучали заключительные слова Юрия Бутакова, который приехал на «круглый стол» не только с докладом, но и с наказом от своих свободненских коллег: - Первый год после перехода на областное финансирование нам особо жаловаться было не на что. А сейчас зарплаты педагогам урезали, стипендии пока платим только сиротам, нет денег на питание учащихся. Конечно, реформа - дело всегда хорошее. Тем более что начальное профессиональное образование действительно нуждается в коренных переменах. Вот только начинать надо не с глобальных перемен. Возможно, учше - с сытых желудков учащихся подростков?