Возвращение на трассу Конечно, наибольшее количество чудесных воскрешений приходится на американские фильмы ужасов: Фредди Крюгер, Джейсон и другие исчадия ада и порождения зла побеждали смерть самыми невообразимыми ухищрениями, от которых не то что бояться, а даже смеяться не хочется. В российском кинематографе, выросшем из советского, вспоминается разве что Остап Бендер, да и того Ильф и Петров оживили одним мановением пера, не прибегая к божественному вмешательству.

И вот наконец-то появился изрешеченный милицейскими пулями герой, которому суждено было встать на ноги. Костя, или, если хотите, Кот из первого «Бумера», вовсе не умер на асфальте провинциального городка. Правда, был близок к этому, но волею режиссера Петра Буслова вместо чистилища попал в обыкновенную тюрьму. Мотивы режиссера понятны и просты. В свое время авторы «Бригады» тоже оставили совершенно неопределенной судьбу главного героя, да только передумали снимать продолжение. Причем как бы не до поры до времени. В «Бумере» же в живых остался только Димон, бросивший друзей, переступивший через сомнительное понятие настоящей мужской дружбы и уехавший на черном BMW, как оказалось, во вполне счастливую и обеспеченную жизнь. Остальные трое вроде бы остались в горизонтальном положении после неудачного ограбления. Естественно, что на одном Димоне, вместе с пресловутым «бумером», далеко не уедешь.

Поэтому вопрос об оживлении Кота (у них, кошачьих, помнится, девять жизней) даже не ставился — надо так надо. Вопрос был другим: удастся ли режиссеру сделать из этого хорошее кино или автор попросту сыграет на зрительской впечатлительности и этим ограничится? Петр Буслов скорчил рожу скептикам, основательно окислил мины критикам и снял полновесное кино, в котором умудрился совместить недвусмысленную романтику первой части с чем-то, что обычно называют истинно русским кино. Другой жизни не будет Будет вам и активная стрельба, и долгая дорога, и без казенного дома тоже не обойдется. Будет история любви, настолько же душещипательная, насколько и отравленная воздухом постсоветского пространства. Будет даже проявление той самой мужской дружбы, парадоксально запоздалое и своевременное в одном флаконе и по традиции заляпанное кровью. Но если вы ждете от второго «Бумера» плавного продолжения первого, вы зря покупаете билет. Это совсем другой фильм.

Многие заметят в нем главную, по давно сложившемуся стереотипу, тему. Мол, отсидел нормальный пацан за решеткой, вышел — а понятия поменялись, никому закон не писан, повсюду беспредел, хаос, доллары и кровавая каша. Этот сомнительный минор есть рог изобилия для плохих писателей, музыкантов в стиле «уголовный шансон» и целой армии российских режиссеров. Плох тот бандит, который не мечтает стать депутатом Госдумы. В барсетке у каждого криминального предпринимателя пылится губернатор-ская печать. Эдакие афоризмы нового времени. На самом деле фильм, конечно, не про то. Костиных друзей в первой части застрелили за дело. Зритель не виноват, что ему попеременно подсовывают то симпатичных сыщиков, то симпатичных бандюков — зритель вообще практически лишен выбора, разве что Антон Городецкий претендует на пост «ни того, ни сего».

Да и тот уже «ментом» побывал, как ни крути. Редкий поклонник «Бумера» скажет, что ему ни капельки не жаль его персонажей. Жаль, конечно. Такие славные парни. Но и сказать, что Петр Буслов снял фильм про торжество вселенской справедливости, тоже нельзя. Нет ее, этой самой справедливости, есть только неровная жизнь, в которой далеко не всегда выживает сильнейший с тех самых пор, как полковник Кольт уравнял смертных. «Бумер». Фильм второй», похоже, про судьбу, которая не единожды вытаскивает героя из лодки Харона, чтобы в результате окунуть его лицом в бочку с водой. Зато жизнь была насыщенная, будет что вспомнить тем, кто уцелел. Примечательно, что женский персонаж, просидевший всю первую часть у набравшего в рот воды телефона, во второй выходит в первые ряды. Расталкивая локтями воспоминания Кота о славных днях, когда можно было просто ездить на разборки, бить людей, веселиться в ресторанах и не задумываться особенно о биении жизни. Но этот персонаж — такой же призрак, как и силуэты в памяти главного героя. Проблема не в том, что Коту снова придется спасаться, бежать, захлебываться кровью и умирать. И не в том, что мир поменялся настолько, что места похороненным героям в нем нет. Проблема в самом герое. Любая попытка начать нормальную жизнь — то есть новую — обречена на провал. Все вернется на круги своя, потому что эти круги расходятся по воде от камня, брошенного в самом начале этой долгой истории.

 Конечно, оживлять героя Владимира Вдовиченкова еще раз будет явным перебором. Зритель по определению влюбчив, но и прихотлив. Поэтому, если все время кормить его одним и тем же, он, скорее, сменит повара, чем привыкнет. Но второй «Бумер» стоит посмотреть хотя бы из-за сюжета. Все-таки не зря режиссер работал над сценарием, а потом и над съемками так долго, и не зря сроки премьеры растягивались и менялись, работая одновременно на раздражение зрителя и на рекламу фильма. Эхом первой части звучит музыка Сергея Шнурова, не узнать которую просто невозможно. Очень профессионально работает оператор. И, конечно, очень хорошо играет Вдовиченков, получивший возможность выйти на первый план и показать себя. Полукриминальное прошлое, о котором охотно распространяется актер, явно пошло ему на пользу, что само по себе бывает крайне редко. Это не Фил из «Бригады».

Это вполне самостоятельный персонаж, который живет так, как заставляют жить обстоятельства. Отсутствие свободы в действиях, в передвижении, в любви и самом существовании во втором «Бумере» прописано гораздо отчетливее, чем в предыдущем. Вместо того чтобы катать красивых девушек, приходится убегать. Вместо того чтобы просто идти по жизни смеясь, приходится ждать паром, на котором никого не будет. За окном «бумера» мелькают какие-то деревушки, привычная серая слякоть — в общем, все то, что олицетворяет российскую действительность именно в те моменты, когда надеяться уже особенно не на что. Даже спасение, которое никак не должно быть пессимистичным, ждет в бесконечно унылых местах, откуда хочется бежать по разделительной полосе не оглядываясь. Превращение в соляной столп перестает быть легендой. Но куда можно прибежать, спрашивает герой. Никуда, отвечает его создатель.

Но и оставаться на месте тоже никак нельзя. Лучше уж верить в то, что в конце дороги ждет что-нибудь настолько хорошее, что умереть будет совсем не обидно. Впрочем, главному герою фильма некогда тратить время на подобные измышления. В течение двух полноценных частей ему все время некогда. В одном из кинотеатров Читы на премьере второго «Бумера» некие злоумышленники подожгли зал. Зрители сочли это абсолютно неслучайным стечением обстоятельств, Интернет немедленно принял некоторое количество негодования поклонников. Глупости — это не то кино, чтобы устраивать теракты. Даже не то кино, которое способно собрать миллионы долларов или выйти в мировой прокат. Разве что неугомонный Гоблин даст жизнь второму «Антибумеру». Но факт остается фактом. Фильм хочется смотреть даже в горящем кинотеатре. Петру Буслову пророчат большое, яркое и заметное будущее. Режиссер достаточно спокойно перенес поток обвинений в популяризации преступного образа жизни, погоне за дешевой славой, славе на крови и прочей чепухе. Потом сделал паузу. Потом снял еще один фильм. Надо полагать, не последний. Криминальная романтика уже не имеет никакого отношения к истории. Просто это та самая жизнь, которой нет и не будет у зрителей. По крайней мере, у большинства из них. Так что ждем премьеры.