Что это за люди и как им живется-можется - об этом рассказал корреспонденту «АП» его собеседник - председатель федерации автомобильного спорта Амурской области Владимир Яковлев. - Владимир Александрович, как вы оцениваете итоги первого этапа чемпионата Дальневосточного федерального округа по авторалли и состязаниям по ледовому треку, которые прошли у нас в конце февраля? - Они зафиксировали наметившееся возрождение автоспорта в нашем городе. Год назад мы выставили на автораллийные гонки всего пять машин (кстати, ни одна из них не добралась до финиша), а нынче - восемь. После трехлетнего перерыва наши гонщики сумели пробиться в домашнем этапе в призеры. Победой благовещенца Александра Яковлева завершилось открытое первенство области по зимнему треку. Благовещенские и приезжие спортсмены остались довольны организацией и проведением соревнований, качеством подготовки трассы, работой судейской бригады. Как всегда, было очень много зрителей. - То есть все прошло без сучка и задоринки? - В конечном счете все закончилось хорошо. А вот до и во время чемпионата проблем возникало немало. Начну с того, что такие представительные и затратные состязания мы провели без поддержки властей. 240-километровую трассу в окрестностях Благовещенска и в Благовещенском районе федерация автоспорта начала готовить еще прошлым летом. Ровняли дороги, спиливали нависший над ними кустарник. Грейдер нам не дали, поэтому искали спонсоров. Зачастую свои деньги приходилось выкладывать, в том числе на дорожную технику, на медали с грамотами, на машину скорой помощи. Ладно, не помогали - не мешали бы. Кто-то пытался сорвать трековые гонки в Зейском затоне. Незадолго до начала соревнований у въезда в него был выставлен пост ГАИ. К месту проведения заездов не пропускались как машины с болельщиками, так и судьи. Гаишники говорят: «Нам сегодня сказали, что вы не имеете права проводить гонки на льду». Они начали требовать разрешающий соревнования документ. Он, подписанный заместителем мэра, имелся, но находился у специалиста РОСТО, который еще не подъехал. Милиционеры стояли на своем. К тому же попросили предъявить еще и акт замера толщины льда. И все это буквально перед самым началом гонок. Позвонил начальству городского и областного ГАИ - они команды на выставление поста в Зейском затоне не давали. Говорю гаишникам: «Я сейчас приглашу представителей СМИ, пусть послушают наш разговор». Служивых людей как ветром сдуло. - Еще об авторалли. На протяжении последних десяти лет в нем доминируют приморские клубы. Даже в наших родных стенах они забрали почти все медали в командном и личном первенствах. В чем секрет их побед? - В несопоставимом с нашим финансировании. В Благовещенске очень много талантливых, быстрых гонщиков. Но у них нет возможностей без приобретения техники, соответствующей требованиям борьбы за высокие места. Владивостокские спортсмены гоняют в авторалли на машинах стоимостью 150 тысяч долларов. О каком соперничестве с ними может идти речь? Особенно в командном зачете. У них даже автомобили для трековых гонок стоят по 20 - 25 тысяч баксов. А мы на чем ездим? Нашли где-то кузов. Бывает, что и на свалке. И пошли, пошли... У дяди Васи то попросили, у дяди Пети это взяли. Все своими собственными руками складываем в кучу - получается то, на чем мы гоняем. Все владивостокские спортивно-технические клубы имеют богатых спонсоров, которые приобретают гонщикам все для занятий автоспортом. У них даже имеются профессиональные механики, которые получают хорошую зарплату и готовят технику к соревнованиям. У нас этим занимаются сами пилоты и штурманы. Мы ездим и держимся исключительно на голом энтузиазме. - Неужели у столь зрелищного вида спорта не находятся спонсоры? Наверное, все-таки какие-то средства выделяет и мэрия? - Спонсоров мы, конечно, находим, но размер их помощи невелик: ее хватает на проведение соревнований и на кое-какие мелкие расходы. Прежняя городская администрация нам хорошо помогала. Естественно, это прежде всего заслуга вице-мэра Виктора Черемисина, фаната мото- и автоспорта. Виктор Юрьевич подарил свой черный «Civic» за пять тысяч долларов Михаилу Садовничему и Александру Яковлеву. К сожалению, у руководства новой администрации наш вид спорта непопулярен. Прошедшие соревнования - тому подтверждение: оно не выделило нам на проведение авторалли ни копейки. - Наверное, кроме безденежья, у вас есть и другие проблемы. - Больной вопрос - смена поколений. На сегодняшний день в городе занимаются автоспортом около двух десятков человек. В основном это люди, по спортивным меркам, немолодые. Они уйдут - кто встанет на их место? За последние десять лет из молодых к нам пришел один Антон Жерепа. В данном случае совпало три в одном. Во-первых, Антон очень любит автоспорт. Во-вторых и в-третьих, его отец - коммерсант и сам увлечен этим делом. Он купил сыну машину для автогонок. Кстати, и нам частенько помогает. Желающих заниматься много, но уж очень дорогостоящ наш вид спорта. Это не легкая атлетика, где купил трусы, майку, шиповки и побежал. У нас полетела шестеренка в коробке передач - ищи тысячу долларов. Богатых людей в Благовещенске хватает. У них есть сыновья. Но дело в том, что автоспорт не для каждого. Ему надо быть фанатично преданным. Иначе им нельзя заниматься. Необходимо технику любить. Нужны смелость и отвага. Но все-таки на первом месте стоят большое желание и большое трудолюбие. Автоспорт - это не только одни гонки, но и каждодневный уход за техникой. - Владимир Александрович, а можно влиться в ваши ряды, не имея своего автомобиля? - Можно. Для этого надо просто прийти в наш спортивно-технический клуб «Мотор-спорт», базирующийся на территории бывшего таксопарка. У нас сейчас есть две машины. Нужен человек, который бы ими занялся. Повторяю: главное - желание. Когда мы увидим в глазах новичка огонь, обязательно поможем ему. Три года назад к нам пришел нынешний штурман Антона Жерепы Виктор Корякин. Пришел и сказал: «Я хочу заниматься автоспортом». Витя быстро вписался в наш коллектив. Ремонтирует с нами автомобили. Вместе с Сергеем Акименко они восстановили одну из машин, и теперь у него имеется для соревнований собственное авто.