Сфера деятельности КСП - три главных направления: областной бюджет, бюджет фонда обязательного медицинского страхования и использование государственной собственности. Представителей госфинконтроля интересует все: как формируются доходы областного бюджета, как составляется проект бюджета, как исполняются соответствующие законы и постановления. Отчет об исполнении главного финансового документа тоже рассматривается с участием контрольно-счетной палаты. Если в какой-то структуре проверка воспринимается как нечто чрезвычайное, для сотрудников палаты - это повседневная работа. Одновременно они проводят сразу несколько проверок, которые длятся не днями, а неделями. Но никакой самодеятельности нет: план работы контрольно-счетной палаты утверждается на год постановлением облсовета, а формируется на основе предложений как самого областного Совета, так и губернатора Амурской области. О результатах наиболее значимых проверок рассказывает по нашей просьбе председатель контрольно-счетной палаты Амурской области Ольга Бродская. - Из 67 проверок прошлого года материалы четырех направлены в правоохранительные органы. Уже они должны определить, есть ли нарушения Уголовного кодекса в деятельности ряда государственных унитарных предприятий Амурской области и областных учреждений. В частности, речь идет о ГУП «Медтехника» и управлении образования Константиновского района. Возбуждено четыре уголовных дела. - В чем же «проштрафились» управленцы? - Статьи серьезные: нецелевое расходование бюджетных средств, кража, приготовление к преступлению и покушение на преступление, мошенничество. Чиновники от образования Константиновского района, ремонтируя школы, «не забыли» о собственных кабинетах, а заодно «перепутали» свой карман с районным бюджетом, лишь бы отремонтировать личный автомобиль. Были установлены здесь и факты завышения объемов выполненных ремонтно-строительных работ. - Ольга Михайловна, чтобы найти эти нарушения, надо было горы бумаг перелопатить, сотни цифр перепроверить. - Именно так. Но одной только дотошности, скрупулезности мало для наших проверок - нужен аналитический подход. Скажем, статистика фиксирует рост производства в какой-то отрасли или на предприятии. Значит, должна расти налогооблагаемая база и соответственно должны увеличиваться доходы областного бюджета. Проверкой этого «соответствия» и занимаются сотрудники нашей палаты. - Насколько успешна ваша экспертно-аналитическая деятельность? - Экспертиза проекта закона об областном бюджете на 2006 год в части формирования доходов дала возможность увеличить эти самые доходы уже при принятии закона почти на полмиллиарда рублей. То есть на данную сумму можно уменьшить размер дефицита областного бюджета и дополнительно финансировать социально значимые объекты или программы. И это не единственная реальная польза, которую приносит области наш контролирующий орган. Скажем, мы выявили в 2005 году нецелевое использование бюджетных средств, нарушения в учете областной собственности, незаконные и необоснованные расходы, неэффективное расходование средств на общую сумму 96 миллионов рублей. По представлениям нашей палаты восстановлено более 53 миллионов незаконно потраченных бюджетных рублей. И все это деньги налогоплательщиков, то есть амурчан, которые должны вернуться им же в виде зарплат, пенсий, отремонтированных больниц, новых школ, дорог и так далее. - Названные вами суммы наверняка ежегодно увеличиваются, подтверждая эффективность работы контрольно-счетной палаты. - Совсем не обязательно. Если с нашей помощью доходы областного бюджета на 2006 год увеличились почти на 453 миллиона (в 2004 году всего на 316 миллионов), то, к примеру, в прошлом году почти в 2,5 раза уменьшилась итоговая сумма выявленных нами финансовых нарушений: с 248 миллионов до 96. То есть ситуация изменилась к лучшему, а все потому, что во всех проверяемых структурах стали понимать: за бюджетными деньгами установлен жесткий контроль. Упорядочение финансовой дисциплины, за что борются контролирующие, финансовые, правоохранительные органы, не могло не сказаться на многих показателях, в том числе и на объемах неэффективного использования бюджетных средств. - Итак, КСП нарушения выявила, что потом? Как вернуть деньги? - При нецелевом использовании у бюджетополучателя именно на эту сумму сокращаются статьи расходов. По результатам проверок (а их в 2005 году было 67) финансовым органам, ответственным за исполнение бюджета, направлено 13 представлений на восстановление бюджетных средств. В том числе 12 - в адрес финансового департамента областной администрации и одно - финансовому управлению администрации Константиновского района. А всего органы государственной власти, предприятия и организации получили от контрольно-счетной палаты 106 представлений, цель которых - устранить нарушения в использовании бюджетных средств и государственной собственности. Десять должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, в том числе двое уволено.