После допроса с пристрастием на тему, где же он так обогатил свой словарный запас, выяснилось, что именно этой фразой мультяшный дядюшка Скрудж прогонял из дома термитов, которых забыли в темной комнате его инфантильные племянники. Поскольку ребенок читает сам, на комиксы пришлось тут же ввести мораторий. Значит, держим равнение на классику. Но с классикой все оказалось сложнее, чем я предполагала. В оригинале выслушать от начала и до конца, к примеру, «Русалочку» Андерсена (к слову, в честь дня рождения которого и отмечается второго апреля Международный день детской книги) детсадовец категорически не способен. Хотя там и завораживающая музыкальность фраз, и со вкусом описанные красоты подводного царства. Но много букв и мало картинок - это не для нашего возраста. И «Золушка» Шарля Перро, и «Золотой ключик» Алексея Толстого в оригинале современным детям (да и некоторым взрослым, если честно) кажутся непереносимым занудством. Издатели это давно поняли и предлагают адаптированные варианты. Но богато иллюстрированные издания с минимумом текста читать ребенку и вовсе не хочется. Сюжет изложен крайне лаконично - простыми предложениями, при отсутствии определений, причастных и деепричастных оборотов и прочих приемов, украшающих фразу и обогащающих текст. Невольно хочется зачитывать гнусавым голосом переводчика «пиратских» видеокассет - безэмоционально, равнодушно. Одна радость - не успеешь начать, книжка уже закончилась. Понятно, что вкуса к литературе такое чтиво не прививает. Иллюстрации к этим книгам, как правило, тоже оригинальностью не отличаются - в основном они стилистически повторяют голливудские мультики. «Золушка», «Новое платье короля», «Маугли», «Белоснежка и семь гномов», «Волшебная лампа Аладдина» - всего не перечислишь. С сюжетами мировой сказочной классики мы познакомились, но сказать, что хоть один из них взволновал четырехлетнего читателя, заставил его удивляться, смеяться или сопереживать - было бы неправдой. Лучше обратиться к истокам, к фольклору, к народной мудрости. Книжные магазины предлагают большой выбор русских народных сказок с пугающими впечатлительных малышей иллюстрациями. То свирепая Баба-яга на первой странице несется в ступе прямо на вас, то какой-нибудь Кощей Бессмертный колдует в мрачной пещере на фоне черепов и скрещенных костей. Закономерность: чем лучше издана книга, тем крупнее и агрессивнее злые персонажи. Интересно, на кого рассчитывают издатели? В десять лет про Бабу-ягу дети, наверное, уже не читают. В четыре-пять их эта тема еще волнует, но преподнесенная таким образом, она способна навредить психике малыша. Нам бы доброе что-нибудь. Ага, вот есть и доброе - все мультики художника В. Сутеева под одной обложкой. Плотные картонные страницы, милые сутеевские образы. Тут и козленок, который умел считать до десяти, и «Кто сказал «мяу»?», и «Котенок по имени Гав». Правда, весит это чудо полиграфии никак не меньше килограмма. Представила своего четырехлетку, ворочающего каждый вечер перед сном эту тяжесть, и желание покупать добрую сказку на ночь бесследно прошло. Кстати, почти такими же по весу оказались и «Богатырские сказки» - наверное, их издали специально для начинающих богатырей. Может, рассказы о животных покажутся ребенку увлекательными - они в самый раз для нашего возраста. Но обойдя все книжные магазины города, ни в одном не увидела современных изданий Е. Чарушина, Н. Сладкова, В. Бианки, чьи заметки о повадках и поведении животных и сама охотно читала в детстве. Что нам еще осталось? Стихи для детей. Огромное спасибо издателям, сделавшим доступными произведения Агнии Барто, Корнея Чуковского, Самуила Маршака. Но детское восприятие таково, что, выучив наизусть в процессе ежевечернего прочитывания «Муху-цокотуху» и «Доктора Айболита», ребенок не желает возвращаться к этим книжкам. Он требует новых. И тут опять начинаются сложности. Для детей сейчас кто только не пишет. Много имен новых, неизвестных. Открываешь красиво иллюстрированную, на отличной бумаге напечатанную книгу и читаешь, замирая от ужаса: Стою в углу. Стою, стою - Совсем измучились со мной, И сам себя тихонько бью, За то, что я такой плохой... Прочтешь парочку подобных откровений, закроешь книжку и вернешь на место. Не хочется забивать детскую головку подобным словотворчеством. Вдруг запомнит? И кем он после этого вырастет?