Однако, как и раньше, юные книголюбы все так же верят в волшебство. «Артур и минипуты»: Алиса и меч в камне Лепту в детскую литературу внес год назад французский режиссер Люк Бессон, написав четыре книги о приключениях мальчика Артура. Сочинением сказок он занимается давно, только в большинстве своем это киноистории про взрослых: «Никита», «Голубая бездна», «Пятый элемент»... Судя по тому, как быстро исчезают с прилавков книги про 10-летнего пострела, проба пера французу удалась. Хотя многие критики считают, что их популярности поспособствовала хорошая реклама: среди российских ребят проводился конкурс «Нарисуй минипутов». В отличие от «Гарри Поттера», которого запоем читают и дети, и взрослые, «Артур и минипуты» - произведение только для ребят младших и средних классов. Оно приучает ориентироваться в дебрях литературных традиций, однако старшие будут зевать над знакомыми моментами, взятыми из творчества других писателей. Заимствование уже в самом названии - тут вам и свифтовские лилипуты, и британские мифы про короля Артура. По стопам того же камелотского рыцаря провинциальный мальчик вынимает меч из камня. Дальше - больше: паренек, как и Алиса Льюиса Кэрролла, ныряет за маленьким лохматым проводником (чем не кролик?) в земляную нору и уменьшается в размерах, как если бы откусил от пирожка в Стране чудес. Полностью из кинодеятеля в писателя Бессону переквалифицироваться не удалось - книга напоминает сценарий: все глаголы в настоящем времени, эмоции и мысли передаются через мимику и жесты, а не через внутренний монолог героев. Многие сцены значительно интереснее было бы смотреть на экране, а не читать. Как и в хорошем фильме, первый том приключений Артура обрывается на самом интересном месте: заинтригованные дети тащат родителей в магазин за следующей «серией». «Хоббит, или Туда и обратно»: самая честная сказка Это не просто классика литературы, это целая веха в мировой культуре: Джона Рональда Толкина читают, экранизируют, по его сюжетам играют в ролевые и компьютерные игры. Из затейливой повести про малыша-хоббита вырос целый жанр - фэнтези. Практически все сказки развиваются одинаково: жил-был, никого не трогал, а тут - бац! И вот уже поневоле куда-то идет или едет на пони, неумело отмахивается от злодеев, принимает важные решения и из персонажа превращается в героя. Драконы, тайные клады, эльфийские песни - это можно найти и в других книгах. Но массы людей во всем мире на протяжении полувека наслаждаются именно магией толкиновского слова. Наверное, потому что сочинялась повесть не за печатной машинкой в кабинете со столом из мореного дуба, а вечером у камина для собственных дочерей и сына. «Сказка, рассказанная своим детям, - самая честная история на свете», - считал Рональд. С истории про добродушного человечка начинается эпический цикл «Властелин колец» и «Сильмарилион», который рассказывает о стране Средиземье, о битве добра и зла. Эта вселенная от сегодняшнего дня до момента создания проработана так детально, что особо рьяные поклонники писателя утверждают: «Ничего Толкин не придумывал, а сам бывал в Средиземье». Дети делают первые шаги в эту сказку с Бильбо, чтобы потом уже никогда не останавливаться и продолжать искать на книжных полках иные фэнтезийные миры. «Сказки и были Безлюдных Пространств»: дети готовы к смерти Владислав Крапивин опровергает традиционный образ детского писателя: он говорит со своими читателями, не сюсюкая, для него они - друзья небольшого роста, настоящие соратники, которые порой понимают и умеют куда больше взрослых. Несмотря на явную фантастичность своих произведений, автор не боится затрагивать совсем не сказочную тему - смерти детей. И не боится говорить о ней без прикрас и недомолвок. Особенно в цикле «Сказки и были Безлюдных Пространств». Самое тяжелое и во многом нехарактерное произведение Владислава Крапивина - межзвездная повесть «Полосатый жираф Алик». Минька Порох, Локки - восьмилетний мальчишка из древнего города майя, детдомовский мальчик по прозвищу Коптилка и другие дети, после того как погибли на Земле, попадают на астероиды, где могут все что угодно: строить сказочные дворцы, соединять планеты хрустальными мостами, сжимать время и мгновенно перемещаться в пространстве. Они не чувствуют ни холода, ни голода. Только от душевной боли и тоски ни в каком, даже самом дальнем космосе не спрятаться. В мире, где в принципе нет никаких ограничений, действуют несколько правил. Ребята не говорят слово «мама», не вспоминают о прежней жизни, потому что твердо усвоили неписаное правило - обратной дороги нет. Первым в это правило не поверил новичок Вовка Семыгин, именно он стал капитаном солнечного корабля, который после долгих испытаний вернул ребят на Землю.