Чем может обернуться это решение для амурских школьников, выяснял корреспондент «АП». Если сократим уроки — вырастет число жертв - Только с начала этого года в огне погибло пятеро ребятишек, - рассказала начальник пресс-службы ГУ МЧС России по Амурской области Раиса Копырина. - В основном это дошкольники, которых не уберегли взрослые. Дети же постарше, знакомые с основами безопасности жизнедеятельности, знают, как вести себя во время пожара, и гораздо реже попадают в «трагические» сводки. Категорически против отмены уроков ОБЖ и старший инспектор по пропаганде Управления ГИБДД УВД Амурской области Евгений Шайдуров: - В начальных классах школьников как раз и знакомят с Правилами дорожного движения, отменять их ни в коем случае нельзя. Проблема детского травматизма на дорогах Амурской области - самая актуальная. В прошлом году в Приамурье произошло 171 ДТП с участием детей, погибло 11 ребятишек, 171 ребенок получил ранения. Малыши (до семи лет) попадали в аварии 40 раз, дети постарше (7 - 12 лет) «участвовали» в 65 ДТП. Среди них наибольшее число погибших (шесть человек). Самый опасный возраст детей - от 12 до 16 лет. Они попадали в различные ДТП больше 70 раз. Уже в этом году количество ДТП с участием детей по сравнению с прошлым выросло почти на 14 процентов. Если сократить количество уроков ОБЖ, на которых знакомят детей с элементарными навыками поведения на дорогах, в будущем мы получим такую «цепную реакцию», которую остановить будет невозможно. С подобной проблемой наше общество уже сталкивалось в 90-х годах, когда о воспитании детей, в том числе и о поведении их на дорогах, просто забыли. Сейчас те школьники выросли и сели за руль. В итоге мы видим их полное пренебрежение Правилами дорожного движения, отсутствие культуры вождения и, как результат, увеличение количества аварий, гибель людей. Это очень заметно даже на примере Приамурья. Несмотря на все старания амурских ГИБДДшников (проведение внеклассных часов, лекций, бесед во всех школьных и дошкольных учреждениях Приамурья), количество погибших детей не уменьшается. По мнению специалистов, это в первую очередь связано с тем, что даже при преподавании ОБЖ количества часов, посвященных поведению на дороге, явно не хватает. Кроме этого, уровень преподавания оставляет желать лучшего. Во многих школах не хватает элементарных методических пособий по безопасности движения. Нет специальных автогородков и автоплощадок, на которых школьники должны на практике закреплять теоретические знания. Еще одна проблема - отсутствие у преподавателей ОБЖ специальной подготовки. Не секрет, что этот предмет в школе нередко доверяют вести учителям физкультуры или труда. - Был случай, когда преподаватель ОБЖ в одной из школ сам плохо разбирался в Правилах дорожного движения, но, несмотря на это, преподавал их детям, - продолжил рассказ Евгений Шайдуров. И это неудивительно: в главной кузнице педагогических кадров Приамурья - БГПУ - отдельный набор на специальность ОБЖ не проводился больше десяти лет. - ОБЖ - своего рода дополнительная профессия для будущих учителей физкультуры, - рассказала заместитель декана факультета физвоспитания Людмила Корнабеда. - Пока речи о том, чтобы учителей ОБЖ готовить отдельно, не ведется. Преподавать ОБЖ надо с детского сада На прошлой неделе в Благовещенске на базе центра технического творчества прошла встреча учителей ОБЖ Приамурья. Преподаватели крайне озабочены судьбой своего предмета. - В Амурской области мизерное количество школ, в которых ОБЖ преподается с первого класса, - посетовал учитель Новотроицкой школы и автор региональной программы по ОБЖ Николай Борисенко. - А между тем это единственный предмет по самосохранению. И начинать преподавать его нужно еще в дошкольных учреждениях. - У нас целенаправленно забираются часы и передаются на другие предметы, - возмущен преподаватель-организатор благовещенской школы N 12 Евгений Новиков. - В этом году я специально пошел на городской конкурс «Учитель года», чтобы показать, что предмет ОБЖ есть и он необходим. Без него не только увеличится детская смертность на дорогах и в пожарах, но и в несколько раз ухудшится криминальная обстановка в Приамурье. Как стало известно «АП», учителя ОБЖ школ области обратились с письмом протеста по поводу сокращения часов ОБЖ к губернатору Амурской области, в военкоматы и департамент образования. Благодаря их упорству и настойчивости на днях изучение ОБЖ было вновь введено в региональный компонент. Детский травматизм изучают в НИИ Между тем власти некоторых регионов (как правило, центральных) не только не сокращают количество уроков ОБЖ в школах, но и разрабатывают специальные комплексные программы, в которые входят как дополнительные занятия по ПДД в школе, так и специальное оборудование улиц, на которых расположены образовательные учреждения. Самыми передовыми в этом отношении считаются Республика Татарстан и Санкт-Петербург. Если в первой создан целый научно-исследовательский институт по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, то в Питере планируют за несколько лет не только установить «лежачего полицейского» и улучшить освещение возле каждой школы, но и разработать специальную форму для школьников, на которой будут светоотражающие катафоты, чтобы водитель мог заметить ребенка в темноте. В Амурской области до подобных новинок пока далеко. В Приамурье только один «лежачий полицейский» появился возле школы N 17 в Благовещенске. Кстати, по наблюдениям амурских сотрудников ГАИ, дорожно-транспортные происшествия в этом районе после установки необычного стража дорог практически прекратились.