Самые лестные отклики звучат простодушно искренне: «А мы ваш последний спектакль три раза посмотрели!» Здесь избавляются от негатива Перекличка литературной классики с современностью породила богатый репертуар, сложенный из десятков самобытных спектаклей. Подробную летопись о них сохранил местный краеведческий музей: дипломы, грамоты, афиши... Почетное звание народного в 1977 году принесла постановка по пьесе А. Корнейчука «Платон Кречет». С тех пор авторитет самобытного островка культуры незыблем. Артистам приятно, когда искушенные шимановские театралы, тронутые очередной постановкой, берутся перечитывать Чехова, Островского, Шукшина: - Выбрать подходящую пьесу - задача непростая, - признается главный вдохновитель народного театра режиссер Людмила Драчук. - Кстати, я сразу ощущаю атмосферу будущего спектакля. Однако возможности труппы позволяют ставить далеко не все. У нас маловато мужчин - появляются и пропадают. Театр подружил работников культуры и людей, казалось бы, не имеющих никакого отношения к искусству. Основная профессия не мешает им перевоплощаться - находить в себе клеточку будущего персонажа и выращивать клон. В основном составе не меньше десяти артистов от 15 до 60 лет. Разный возраст только оживляет постановки. Так случилось и в юбилейном спектакле по пьесе Юрия Каменецкого и Эжена Щедрина «707, или Воскресенье в пятницу». В основу пьесы легли подлинные события, произошедшие в одном из детских домов в Подмосковье в 1986 году. В свое время они шокировали читателей центральной прессы. Тем не менее жестокость к осиротевшей детдомовской детворе не изжита, пьеса остается востребованной. - В каждом спектакле мы стремимся к предельной остроте, вызываем сопереживание зрителя, передаем ужас творимого сегодня беспредела, - уточняет Людмила Ивановна. Образы персонажей шимановские артисты оттачивали в течение полугода, репетировали по четыре-пять часов несколько раз в неделю, и, представьте, находили время! Сложный характер шантажиста, запутавшегося в поисках правды жизни, удался старожилу театра Сергею Ковалеву. К слову, его повседневную жизнь обычного сторожа театр наполняет розовой романтикой и настоящим экстримом: - Люблю играть в спектаклях авантюрных, с «закрученными» сюжетами, при этом мне близка лирическая трогательная поэзия. Самодеятельностью увлекаюсь со школьной скамьи: это отдых для души. Я прирос к театру, уйти из него нельзя. Аплодисменты, восхищенные отклики и новые знакомства меняют представление о самом себе. Самодеятельный театр многим помог не только заглянуть глубже в душу, что-то переосмыслить, но и семейные отношения укрепить. Например, заведующая постановочной частью Лариса Фурсова за свои пять артистических лет сумела увлечь искусством мужа с военной выправкой и командным голосом. Теперь супруги разыгрывают домашние шуточные сценки. - Со мной в театре произошло перерождение, ушли комплексы, появилась смелость, - замечает Лариса Анатольевна. - Не стесняюсь играть роль распутной и вульгарной алкоголички, которая едва стоит на ногах, ругается. Наоборот, я стараюсь понять свою героиню, нахожу в ней что-то заповедное, нерастраченное. А главное - через это осмысление избавляешься от негатива и находишь гармонию с собой и миром вокруг. Вместо мяса бумагу ели Стесняются здесь только новички. А бывалым не впервой толкнуть, обозвать, дернуть за волосы, забывая о том, что рядом коллега, а то и собственный начальник! - Если роль того требует, - широко улыбаются актеры, - никуда не денешься, ведь в театре формальные границы между людьми стираются, здесь все равны. Правда, порой на репетициях режиссер Людмила Драчук одергивает своих энергичных артистов. Замечено - здешние шутницы не упускают возможности обескуражить. «Зеленая молодежь» недоуменно переглядывалась, когда сама Людмила Ивановна на пару с авторитетной артисткой театра, человеком высокой культуры Валентиной Горевой, в гримерной вдруг заговорили на повышенных тонах: - После того, что натворила, ты еще пришла? На твоем месте я бы вообще со стыда сгорела! Оказалось, фанатично преданные театру, они столь неожиданно взялись репетировать диалог из будущего спектакля «Княжны» по пьесе Александра Мешарина. Артист Сергей Ковалев уверен, что поздравление с днем рождения, полученное им от веселого режиссера народного театра, достойно Книги рекордов Гиннесса. Людмила Драчук метко процитировала отрывки из спектаклей с участием виновника торжества и зачитала перед гостями нелестные выражения его далеко не белых и не пушистых персонажей. В одном из спектаклей герой Сергея выдал в адрес героини Людмилы Ивановны: «Ах ты курва старая!» Пользуясь случаем, она процитировала и свою роль: «Это я курва старая? Заткнись, козел!» Гости, конечно, опешили, зато Сергей был в восторге. - Когда ставили спектакль по творчеству Василия Шукшина, - вспоминает режиссер прошлых лет пенсионерка Альбина Курец, - один из героев, мальчишка, живущий на квартире у деда, должен был есть мясо. Только перед выходом актера оказалось, что мясо кто-то стащил и, конечно, слопал. Что делать? Творческий народ не растерялся - скомкали бумагу, выдали за съедобное. Но ведь ее пришлось натурально жевать и глотать. Вот они, настоящие муки творчества! Однажды директор детской школы искусств режиссер Татьяна Барышникова поставила спектакль по пьесе Валентина Распутина «Живи и помни», в котором одна из актрис заботливо приготовила реквизит - картошку и буханку хлеба. Зря она сделала это заранее: артисты отщипывали по чуть-чуть, кусочек за кусочком, пока не опомнились от гневного: «Как не стыдно!» На что и ответили дружным хохотом, потому что от вкусного реквизита остались крошки. Однако не только юмору, но и мужеству самодеятельных лицедеев позавидуешь. Во время выступления в областном центре одна из артисток по роли опрокинула на себя графин с водой и... не устояв на скользком полу, с грохотом растянулась прямо на сцене. Потрясенный зритель долго аплодировал, полагая, что так и задумано. О поломанной ключице узнали только коллеги-единомышленники. Самым интересным опытом оказалось создание детской театральной студии на базе школы N 3 «Мы играем в театр». Полная энергии ребятня сразу «заболела» творчеством: блистать на подмостках мечтают многие. Сценки, отрывки и целые спектакли ставили по пьесам знаменитых и местных писателей. - Нас в театр привлекла романтика и, конечно, желание славы, - говорят старшеклассники. - В школе ты - как все, а здесь тебя замечают, потому что театр помогает раскрыть себя. Благодаря сцене становишься увереннее в себе, расширяется круг общения. Но самое главное - постепенно приходит представление о высоком искусстве. Шимановские артисты трепетно относятся к своему театру, называют его вторым домом, любят здесь каждую пылинку и говорят: «Театр может прожить без каждого из нас, но мы без театра - не можем!»