И предмет его не самый престижный в неофициальной школьной «табели о рангах» - ОБЖ. И тем не менее именно он стал четырнадцатым обладателем титула «Учитель года» в Приамурье. Герой дня - Евгений Новиков, учитель основ безопасности жизнедеятельности из благовещенской школы N 12. Судьбой стала школа Военное «происхождение» Евгения Александровича чувствуется сразу и во всем. Ладно пригнанный по фигуре строгий костюм, короткая аккуратная прическа. Даже когда на церемонии награждения участников конкурса вызывали на сцену, он, присоединяясь к общему «строю» педагогов, четко по-армейски всем корпусом сделал поворот «нале-во!» и плавно приставил левую ногу к правой. Но если вы ждете продолжения в стиле «приказы отдает громко и внятно», то не дождетесь. К коллегам, ученикам Евгений Новиков обращается тихо, подчеркнуто вежливо. С героем этого материала мы встретились в его кабинете. Едва проникнув во владения лучшего «ОБЖиста» области, я восхищенно приподнимаю брови: у школьной доски уютно разместились компьютер, большой телевизор, видеомагнитофоны. - Не думайте, что это какая-нибудь показуха, - замечает Евгений Александрович. - Аппаратуру в класс мы давно просили, но получили, когда мои ребята трижды выиграли областные соревнования «Безопасное колесо» и защищали честь Приамурья на российском уровне. Один видеомагнитофон - школьный, второй ребята выиграли опять-таки на соревнованиях. Рассказ о жизни был лаконичен, даже скуп. Родился и вырос в Тульской области. Потом служба в Вооруженных силах Советского Союза, позже - России. Именно по службе попал на Дальний Восток, в Благовещенске встретил свою будущую жену. Как оказалось позже, именно эта встреча во многом и определила сегодняшний триумф. Тогда думал, что армия - это и есть его судьба, но обстоятельства сложились так, что девять лет назад пришлось уйти в запас в звании подполковника. - А как в школе оказались? - Да случайно, - улыбается Евгений Александрович. - В 90-е годы попал под сокращение. Как тогда говорили: чтобы у тех, кто останется в армии, и квартиры были, и зарплаты высокие... В общем, вышел в запас и внезапно остался не у дел. Вроде обещали помочь с работой, но все варианты куда-то делись. А жена моя работала в школе. И однажды предложила: ввели, мол, новый предмет - ОБЖ, а вести некому. Решил попробовать. И вот уже девятый год работаю. - То есть вы не застали то время, когда в школах преподавали начальную военную подготовку? - Нет, но я хорошо помню, как ее отменили. Как раз к нам стали свозить все учебное оружие. Помню, к нам старшеклассники сами стали ходить, чтобы чему-то поучиться. А потом это никому не нужное богатство погрузили в контейнеры, увезли в Хабаровск и уничтожили. - Нужно ли увеличивать долю военной подготовки в курсе ОБЖ? - Охрана безопасности жизнедеятельности - хороший и нужный предмет. Менять и сильно переделывать его не надо. Но в старших классах необходим отдельный предмет - НВП (или как угодно его назовите), в котором будущие призывники получат необходимые знания по предстоящей службе. Сейчас все чаще говорят: там нашли оружие, здесь - боеприпасы. А ведь подростки даже представления не имеют, как обезопасить себя от той же мины. Начальная военная подготовка нужна всем. Я побывал в шкуре своих учеников Разговор неизбежно коснулся конкурса. Хотя учитель всегда переполнен заботами сегодняшнего дня, но ликование триумфатора еще не погасло в глазах Евгения Новикова. Первое же воспоминание об «Учителе года» вызывает улыбку и оживление. - Не хотел я, если честно, участвовать, - признается он. - Конкурс требует огромной подготовительной работы, а на «ОБЖисте» в школе много обязанностей, помимо учебной деятельности. Но потом все-таки решился. Очень уж коллектив настаивал. Мол, наработки у тебя есть многолетние, расти надо. А во-вторых, хотелось доказать, что ОБЖ - это полноценный и важный предмет. Когда, согласно новому базисному плану, охрана безопасности жизнедеятельности была переведена в разряд необязательных дисциплин, во многих школах стали от нее отказываться. Поэтому очень хотел убедить своих коллег, что и ОБЖ можно сделать интересным предметом, и в нем можно достичь больших высот. Думаю, отчасти я этого уже добился. Помню, как после урока ко мне подошел работник одного из районных отделов образования. Поблагодарила за интересный урок, а потом говорит: «Я его полностью записала на видео. Приеду домой, соберу всех учителей ОБЖ и покажу им, чтобы учились». В голосе сидящего передо мной человека не было ни одной нотки честолюбия. Только радость, что его опыт поможет другим сделать уроки еще интересней, еще полезней для детей. - Евгений Александрович, идя в «бой», в победу верили? - Трудно было надеяться на победу, когда все участники - настоящие мастера своего дела, все прошли жесткий отсев. Каждый был достоин победы. Но идти на любой конкурс надо с одной целью - победить. - Если все участники «Учителя года» были достаточно хороши, то почему же победили именно вы? - Хороший вопрос, - улыбается учитель, стараясь не поддаваться на провокацию. - Причин, как обычно, много. Лично мне очень помогла моя команда поддержки. Мы вместе очень хорошо постарались. Например, когда готовили урок-импровизацию (тема на него дается за день), мы с нашим завучем просидели до часу ночи. Очень хорошие дети попались на открытом уроке, приятно было с ними работать. Опять же важный элемент конкурса - защита педагогической концепции. Все мы люди творческие, но технологию своей работы надо еще и суметь донести до жюри, до зрителя. Возможно, не у всех получилось одинаково увлекательно. Много причин. - Уча других - мы тоже учимся. А чему научил этот конкурс лично вас? - Я стал лучше понимать своих детей. Понимаете, я часто за последние годы участвовал в различных конкурсах и соревнованиях. Но в качестве тренера, руководителя. И вот теперь на своей шкуре испытал волнение участника. Думаю, теперь мне легче будет помочь своим ребятам. Иногда нужно морально поддержать человека, иногда отвлечь, чтобы расслабился, не взвинчивался зря. А иногда - и поругать, чтобы настроился на тяжелую борьбу, озлился по-хорошему. Кто придет на смену Постепенно разговорились о судьбах образования в целом. Сейчас везде требуются творчески работающие педагоги. Собственно, и конкурс организован для того, чтобы выявлять и поощрять таких учителей. Ведь именно творческие люди - не один, не десяток, а тысяча - это залог того, что наши школьники получат качественное образование. - Евгений Александрович, как помогает и чем мешает развитию педагогического творчества сегодняшняя система образования? - О том, чем мешает, сказать, к сожалению, проще. У школ очень устаревшая материальная база. В то время, когда везде активно внедряются новейшие информационные технологии, мы остаемся далеко позади. Хотя здесь и от учителя кое-что зависит. Своей работой он должен доказать, что в него стоит вкладывать деньги. Когда я пришел в школу, мне в наследство досталось два десятка ржавых противогазов. Долго пришлось работой доказывать директору, что нам нужно приобрести хотя бы одну пневматическую винтовку. Наконец, убедил. После этого мои ребята еще две на соревнованиях выиграли. Окупился! Второй фактор - низкая зарплата у учителей. Пусть неоригинально, но это правда. Чтобы получать нужные для жизни средства, мы вынуждены брать на себя большую нагрузку. Полторы-две нормы часов. Времени на то, чтобы заниматься творчеством, практически нет. Самое страшное для нашей школы - отсутствие молодежи. Выпускники пединститута не идут работать с детьми. Когда к нам приходят практиканты-пятикурсники, я у них интересуюсь, предлагают ли им работу. Постоянно, отвечают, но зарплату обещают в полторы-две тысячи, жилья не дают. Даже и спрашивать не стоит, кто на таких условиях поедет работать в сельскую и даже городскую школу. А те, кто все-таки устраивается на работу, долго не выдерживают. У нас работал молодой специалист. Живет в микрорайоне: проезд - двадцать рублей, обед - еще двадцать. За месяц - ползарплаты нет. Понятно, что человек не удержался, ушел. А без молодых инициативных скоро творчеством в педагогике заниматься будет некому. - Как вы оцениваете национальный проект в области образования? Поможет он решить проблемы? - Я вам сейчас такого наговорю! - рассмеялся Евгений Александрович. Потом задумался и дипломатично резюмировал: - Очень хорошо, что правительство заметило проблемы образования. И будем надеяться, что нацпроект - это только начало. - А если бы появилась возможность дать совет президенту, что бы вы сказали ему? - Да ничего особо оригинального. В образование надо вкладывать деньги. Чем больше - тем лучше. Нельзя на школе экономить. - Евгений Александрович, понимаю, что после конкурса об этом неуместно спрашивать, и все же: никогда не появлялось желание уйти из школы? - Работа у нас нервная. Конечно, бывали тяжелые моменты, когда хотелось бросить вообще все. Но точно знаю, что за девять лет я ни разу не ставил перед собой такой вопрос серьезно. Мне эта работа нравится.