Лепка, основные виды росписи, вышивка, резьба по дереву стали для Анатолия Константиновича ключом к пониманию смысла жизни. Залюбуешься на декорированные доски и панно преподавателя прикладного творчества и будто бы перенесешься во времена, когда ремесленные традиции бережно передавались из поколения в поколение. Человек вкладывал в них свое умение радоваться жизни, и эта радость оставалась после него детям. Их с раннего возраста приобщали к искусству. На этом держался народный быт. Сегодня шимановский мастер вдохновляет ребятню на воплощение самых неожиданных идей: - Интересные замыслы выискиваю в журналах и прикидываю наши возможности. Например, учебная программа предусматривает изготовление изделий из кожи и меха. Где же набраться материала? Приходится внедрять то, что доступнее. Возможности подбрасывает сама жизнь. Так у Анатолия Митрофанова появилась собственная разработка под названием «Вторая жизнь вещей». Подобранные где-нибудь отслужившие предметы быта он как по волшебству превращает в новые, но уже другие, красивые и функциональные. После реставрации поломанная пластмассовая рамочка воплотилась в живописную миниатюру под лаковую роспись «Времена года», где каждый месяц изображен: женщина со снопом колосьев - значит сентябрь, Масленица с блинами - значит март. Дырявый круглый аквариум, безжалостно выброшенный кем-то на помойку, еще ни один год послужит уникальным кашпо. - Один из самых увлеченных учеников украсил этот аквариум битым стеклом, а на дырявый бочок смастерил из цветной посудины «золотую» сказочную рыбку и морскую звезду. Осталось только растение посадить. Красота! - радуется мастер и добавляет: - Разве такое купишь в магазине? Однажды приятель Анатолия Константиновича собрался переезжать и предложил преподавателю сразу три гитары, правда все без грифов. Представьте, Митрофанов даже им применение нашел, и еще какое! - Сейчас на Западе очень модно расписывать музыкальные инструменты, - уверяет художник. - Это своеобразное ноу-хау пришло и к нам. Гитары пригодились для дипломной работы ученицы. Получился оригинальный триптих «Русский романс», который украсила роспись. Пластиковые бутылки вообще вещь незаменимая. Например, это основной материал для игрушек на городскую новогоднюю елку. Анатолий Константинович до сих пор гордится тем, какая внушительная из них вышла оса, и бережет ее как ценный экземпляр. От Митрофанова ученики узнают, как декорировать вазы, вернее, украшать обыкновенные бутылки песком с манкой и разноцветными бусинами. - По-моему, главное, чтобы дети развили кругозор, поэтому я стараюсь показать им как можно больше. Кстати, творческий багаж за плечами Анатолия Митрофанова солидный. Выпускник хабаровского педуниверситета преподавал в дальнереченской художественной школе Приморья. Причем недостающим навыкам учился у коллег, так освоил резьбу по дереву. Позже в поселке под Бикином, где вокруг дремучая тай-га - рай для резчиков, взялся оформлять площадки детских садов деревянной скульптурой: вырезал мишек, рыцарей, царевичей. Принимал за комплимент, когда озорники закидывали камнями его Бабу-ягу - значит страшилка удалась. За многое брался разносторонний художник. Одно время даже чеканку освоил, но оставил: «Холодный материал, не по мне. Зато от дерева всегда ощущаешь тепло, которое душу греет». После развала фабрики, где успел поработать, художник перебрался в Шимановск с большими запасами поделочной древесины. Для учеников он ничего не жалеет: ни материала, ни сил. Но главное, чем одарен Анатолий Константинович, - это терпение. И ему удается рассмотреть, раскрыть потенциал маленьких творцов. - Некоторые детишки на редкость упрямы, не слушают преподавателя, делают как придется, - вздыхает он. - Одна из девочек в ответ на исправления в своем рисунке молча снимает лист с мольберта и выбрасывает. Убедить детвору не всегда просто. Тем не менее я не верю педагогам, которые говорят, что одаренных детей мало или на конкурс им выставить нечего. Было бы желание! Я, например, даже засыпая, прокручиваю в голове, что еще можно предложить детворе. Мне удается увлечь ребят, и выясняется, что даже слабенькие на первый взгляд ученики способны выдавать удивительное. Для подготовки конкурсных работ выручают библиотека по искусству, новые журналы, переосмысление каких-то идей. Обидно лишь, что многие оригинальные картины, отправленные на выставки, бесследно пропадают. Практичные люди советуют Анатолию Митрофанову продавать наиболее интересные творения. На что он возражает: - Детские продавать - рука не поднимется, а свои - пожалуйста! Желающие находятся, даже среди якутов, новосибирцев, москвичей... И появляется желание творить дальше, причем не какой-нибудь китч, а тонкую и трогательную настоящую красоту.