В апреле на станции Уяр Красноярской железной дороги специально для того, чтобы загрузить БАМ, был открыт нефтеналивной терминал. Этот проект озвучивался бывшим президентом компании «Российские железные дороги» Геннадием Фадеевым еще в 2004 году на праздновании 30-летия БАМа. В последние годы в связи с увеличением поставок нефти в Китай через пограничный переход Забайкальск в Читинской области наливные терминалы в Иркутской области с трудом справляются с объемом погрузки. Ведь наряду с поставками нефти за границу необходимо отгружать топливо и на российский Дальний Восток: в Комсомольск, Хабаровск, Находку. Теперь потоки нефти для дальневосточных нефтеперерабатывающих заводов пойдут по Байкало-Амурской магистрали. Первые составы уже прошли по Северному широтному ходу. - Нефтепровод на Дальнем Востоке начнет действовать еще не скоро. И мы должны, как говорится, воспользоваться этой ситуацией, - рассказывает начальник Дальневосточной железной дороги Михаил Заиченко. - С восстановлением Уярского пункта налива нефти в Красноярском крае дорога рассчитывает в ближайшее время привлечь для перевозки шесть миллионов тонн нефти по Северному широтному ходу до станции Дземги на Комсомольский нефтеперерабатывающий завод. Таким образом, БАМ будет загружен на всем его протяжении - от Тайшета до Комсомольска. Мы проработали основные направления транспортировки нефти из восточных районов Сибири от станций Ангаракан и Большой Невер по Транссибу и БАМу. Выявлены узкие места в пропускной, перерабатывающей способности станций, узлов, перегонов. К их устранению мы уже приступили. С началом перевозки нефти в объеме шести миллионов тонн в год Байкало-Амурская магистраль впервые за все годы эксплуатации может выйти на проектную мощность. В 90-е годы, когда грузоперевозки по БАМу резко упали, многие разъезды были законсервированы, сокращены локомотивные бригады, обслуживающие подразделения. Тем самым была уменьшена провозная способность магистрали. Теперь ставится задача модернизировать Северный широтный ход: в первую очередь это касается путевого хозяйства. Необходимо восстановить разъезды, а на длинных перегонах между станциями Лопча - Чильчи и Олекма - Хани требуется открыть дополнительные разъезды, что фактически означает начало строительства двухпутных вставок. Новые технологии вождения тяжеловесных и длинносоставных поездов требуют удлинения путей на станциях БАМа, а в некоторых местах - и строительства новых. Как известно, магистраль проходит в сложном рельефном районе с множеством перевалов. Особенно это касается западного участка магистрали - от Тынды до Северобайкальска. Здесь необходимо усиление локомотивного парка, так как на перевальных участках составы ведут два тепловоза: спереди и сзади. - Компания, безусловно, будет вкладывать деньги в развитие Тындинского локомотивного депо, - объясняет главный инженер Дальневосточной железной дороги Владимир Крапивный. - Уже сейчас идет его оснащение новейшими диагностическими комплексами, которые позволяют обеспечить высокий уровень безопасности движения поездов. Сейчас на месте можно производить большинство видов ремонта. В Тынду пришли новые пассажирские тепловозы, высвободившиеся локомотивы после модернизации уже работают в грузовом движении. Наряду с техническими вопросами перед руководством Тындинского отделения дороги сегодня стоят кадровые. Несмотря на появление высокотехнологичного оборудования, введение новых систем обслуживания поездов, люди по-прежнему занимают главное место в работе железнодорожного транспорта. Если в городе проблему с кадрами можно решить, то на линейных станциях все гораздо сложнее. - Уже скоро мы почувствуем отголоски демографического кризиса 90-х годов, - объясняет суть проблемы заместитель начальника Тындинского отделения дороги по кадрам и социальным вопросам Александр Джунковский. - Сегодня на маленьких станциях в Лопче, Чильчи, Олекме в выпускных классах не более 10 человек. Юношей среди них - единицы. Именно мужчины - основная часть железнодорожников. Но и это небольшое количество молодых людей сегодня трудно привлечь к работе на железной дороге. Все стремятся быстрее выехать с отдаленных станций в большие города и там остаться. Наша задача - заинтересовать выпускников, направить их на учебу в железнодорожные учебные заведения и, самое главное, создать такие условия, чтобы после окончания техникумов и вузов они возвращались в Хани, Кувыкту, Верхнезейск... Главы администраций бамовских поселков понимают, что без молодежи нет будущего, но в то же время говорят, что сегодня деньгами уже не привлечешь молодых специалистов в глубинку, нужно развивать инфраструктуру, чтобы люди, например, в Олекме не чувствовали себя ущербными по сравнению с жителями города. Если в поселке будут современные клуб, кафе, спортзал, библиотека, больница, то тогда выпускники вузов смелее поедут работать на линейные станции. Еще одна большая проблема - жилье. На многих станциях сегодня не осталось свободных квартир, почти невозможно купить их и на вторичном рынке. Поэтому железнодорожники приняли решение строить ведомственное жилье. Сейчас рассматриваются варианты строительства домов на крупных станциях Юктали, Верхнезейск, Февральск. Они больше всего нуждаются в кадрах. Требуются локомотивные бригады, путейцы, связисты, энергетики. С началом строительства трубопроводной системы на станциях западного участка БАМа почти каждый день отгружаются материалы для нефтепровода. На станциях и разъездах строители совместно с железнодорожниками определили места разгрузки и площадки для складирования труб, горюче-смазочных и сыпучих материалов. В этом году на станциях Тындинского отделения Дальневосточной железной дороги строители нефтепровода Тайшет - Сковородино намерены выгрузить до 500 тысяч тонн необходимых грузов. Как отмечают экономисты, в связи с увеличением перевозок должен подняться социальный уровень бамовских поселков за счет налоговых отчислений, большего количества занятых людей на железной дороге, которые будут получать стабильную заработную плату. - Учитывая, что направление Северного широтного хода с выходом на Ванинско-Совгаванский транспортный узел в компании «Российские железные дороги» выбрано основным в обеспечении транспортировки нефти, внешнеторговых грузов, перспектива у Байкало-Амурской магистрали прорисовывается отличная. И я уверен, что нам в ближайшее время больше не придется говорить о том, что БАМ не загружен, - подводит итоги начальник Дальневосточной железной дороги. Начинают сбываться прогнозы ученых о роли Байкало-Амурской магистрали в развитии Сибири и Дальнего Востока. И хотя пока это только часть от масштабных проектов загрузки БАМа, начало положено, а вместе с этим открываются новые горизонты для жителей областей и краев, по которым проходит крупнейшая магистраль. Хорошие перспективы и у Амурской области, так как почти треть БАМа проходит именно по нашей территории.

Возрастная категория материалов: 18+