Ольга Владимировна была очень удивлена, когда ей отказали в выдаче кредита в одном амурском филиале банка. Работник кредитного отдела вежливо объяснил ей, что ее история подпорчена: она вовремя не вносила суммы по прошлому долгу. Запись в «книгу историй» по каждому заемщику для развитых стран - обычное дело. Немцы, американцы или французы, которые живут «в долг», делают все, чтобы не «запятнать» свою историю: вовремя оплачивают счета за мобильную связь, газ, свет и воду, и даже парковку автомобиля. С этого года и для россиян правило вовремя отдавать долги стало не просто моральным долгом, а необходимостью. Никто не желает оказаться в «черном списке должников», который действует по всей стране. Хотя создатели бюро кредитных историй в России преследовали цель не ограничить доступ граждан к заемным деньгам, а, наоборот, укрепить деловую репутацию каждого. Предполагалось, что наличие кредитной истории заемщика сократит время принятия банком решения о выдаче кредита и снизит стоимость займа. На деле, как рассказали «АП» в банках Амурской области, новый закон в плане обмена информацией не работает. То есть информацию о каждом клиенте банк передает в бюро, только взамен пока ничего не получает. Дело в том, что каждому заемщику должен быть присвоен код. Однако процесс присвоения своеобразного ИНН в банковском деле законодательно не закреплен. И потому, как нас заверили, ожидать в ближайшее время удешевления кредитов не стоит. Но уже сегодня амурчане могут начать контролировать свою кредитную историю. Для этого они могут обратиться непосредственно в бюро и запросить информацию из своего кредитного досье бесплатно. Правда, всего один раз в год. Как говорят представители банков, заинтересованными в действии закона должны быть вкладчики, ведь выдаются их деньги. Чем лучше у заемщиков история, тем надежнее размещены деньги. Каждому банку свое бюро? Снижение рисков, улучшение качества кредитного портфеля и сокращения трудоемкой работы для кредитного отдела - такие преимущества предполагались в работе банков по новому закону. Но, как отметил в интервью одного из журналов зампред ЦБ Андрей Козлов, финансовые власти страны в очередной раз хотели как лучше, а получилось как всегда. Дело в том, что история может формироваться только с согласия потенциального заемщика не только на предоставление информации о нем в кредитное бюро, но и на запрос сведений о нем в этом бюро. Кроме того, на сегодняшний день по информации ФСФР России в государственный реестр бюро кредитных историй включены 14 бюро, которые не взаимодействуют между собой. - Мой банк работает с кредитным бюро А, банк-сосед - с бюро Б. Информация о моих клиентах будет в бюро А, истории его заемщиков, соответственно, в Б. И если клиент того банка-соседа придет ко мне, я информацию о нем не смогу получить, - так обрисовал проблему председатель правления Востоккредитбанка Александр Кончалин. Сами банки опасаются делиться информацией: боятся, что крупных клиентов могут переманить конкуренты. Другим препятствием является создание крупными банками «карманных» бюро. Например, бывший монополист на рынке кредитования Сбербанк работает с собственным бюро «Инфо-кредит». В него передана уникальная база данных банка практически о каждом россиянине, и делиться информацией с другими участниками рынка Сбербанку просто нет смысла. Такие «карманные» бюро вводят для конкурентов запретительные тарифы на получение данных о добросовестных клиентах другими банками. Амурское бюро - правда или вымысел? Возможно, единственным способом борьбы с экспансией крупных игроков для амурских банков стало бы объединение усилий и создание Амурского бюро. - Кредитные бюро должны быть региональными, чтобы информация проходила не через центральные офисы в Москве, а через филиалы банков в каждом конкретном регионе, - считает руководитель службы экономической защиты Дальвнешторгбанка Сергей Воробьев. О создании местными банками Амурского кредитного бюро говорилось много. Но на деле до сих пор своего бюро в Приамурье нет. Из 14 таких организаций, зарегистрированных официально, есть бюро, расположенные в Самаре, Уфе, Нижнем Новгороде, но ни одного нет на Дальнем Востоке. Как считают в банковских кругах, если кредитные организации Приамурья не смогли договориться ранее, значит, создание местного бюро историй под большим вопросом. - Амурское кредитное бюро могло быть создано еще до того, как был принят закон. Ведь никто не мешал кредитным организациям в небольшом регионе, как наша область, договориться официально об обмене информацией по клиентам, - сказал в интервью «АП» Александр Кончалин. На сегодняшний день местные банки накапливают информацию об амурчанах в основном в московских или питерских бюро, продолжая сотрудничать между собой неофициально на уровне служб безопасности. Сами банкиры понимают, что делиться информацией необходимо. Но, вероятно, обмен через бюро, расположенные за десятки тысяч километров от банков, происходит лучше, чем напрямую.

Возрастная категория материалов: 18+