Еще одна поблажка: решение об исключении будет приниматься с учетом родительского мнения. Может, есть хоть какой-то шанс, что учителей удастся переубедить. Ну и, конечно, гулять без дела исключенному не придется: в течение месяца комиссия по делам несовершеннолетних найдет новое место, где он сможет либо учиться, либо работать. Когда учителя опускают руки Как оказалось, в Благовещенске проблема исключений не слишком актуальна. Выгонять из школы «пачками» у нас не принято, каждый случай - большая редкость. Одно из последних исключений было три года назад в школе N 10. - За 18 лет моей работы это был первый случай, - говорит директор Марина Коровник. - Исключения - это всегда, с одной стороны, мера вынужденная, с другой - экстренная, когда исчерпаны все реальные возможности как-то повлиять на ребенка или родителей. Мальчика исключили за неодно-кратные нарушения устава школы и правил внутреннего распорядка. Если он приходил на урок -учитель знал, что урока не будет. Его одноклассники в школу ходить боялись - так сильно он их обижал. Когда дело дошло до публичного оскорбления учителя, мы созвали педсовет. Я думала, что будет несколько предложений в отношении дальнейшей судьбы подростка, но все учителя единогласно выступили за исключение. Комиссия по делам несовершеннолетних устроила его в вечернюю школу, но он, естественно, и там не стал учиться. В милиции за это время уже не раз побывал. Это говорит о том, что жизнь его ничему не научила. - У мальчика были сложные отношения в семье, учеба его не интересовала, поэтому ему было сложно в классе, - считает школьный психолог Людмила Анатольевна Радостева. - Но, знаете, на школу сейчас парень зла не держит: он приходил навещать своих бывших одноклассников, ко мне не раз заглядывал. Пока работает, но думает о завершении образования. Кто виноват Чтобы школьника исключили, он должен совершенно не считаться с правилами поведения, идти наперекор всем общепринятым нормам. Откуда такой протест? Кто здесь виноват? Учителя, родители? - Плохое поведение, как цветок: зерна зарождаются в семье, а расцветает и дает плоды этот «цветочек» уже в школе, - считает школьный психолог. - Чаще всего ребенок стремится нарушать правила не из-за того, что у него плохой характер. Обычно это защитная реакция детей из социально неблагополучных семей. Они чувствуют свою ущемленность и внутреннюю незащищенность. Поэтому либо замыкаются в себе, либо становятся агрессивными. С другой стороны, винить кого-то другого в том, что совершил сам школьник, тоже неправильно. Пятнадцать лет - тот возраст, когда человек созревает. Паспорт он уже получил, несет хоть и не полную, но уголовную ответственность, а значит, должен сам отвечать за свои поступки. - Я считаю, что если в пятнадцать лет человек за ум не возьмется, то силой учиться его уже не заставишь и перевоспитать тоже не получится, - уверена Людмила Анатольевна. - В таких случаях лучше самому уйти из школы. Подросток уже может начать работать или поступить в профессиональное училище. Вдруг найдет свою дорожку в жизни? Дети не те, что раньше Раньше, как рассказывают педагоги еще той, советской школы, исключения были куда более редкими. Хотя, конечно, и хулиганы были, и бездельники, и они не меньше, чем теперь, приносили проблем и педагогам, и ученикам. Екатерина Федоровна Казакова - заслуженный учитель РФ с тридцатипятилетним стажем работы, она давно на пенсии. - У меня, конечно, были такие ученики, что спасу от них никакого. Но чтобы исключать - до такого дело не доходило. Никто не решался взять на себя такую ответственность, - вспоминает педагог. - Осмелившегося по районо затаскали бы. Это же был позор для учителя! Раньше считали, что в первую очередь именно педагог, и никто больше, виноват и в плохом поведении, и в неуспеваемости ребенка. - Сейчас дети совсем другими стали, - добавляет директор школы N 10. - Они более раскрепощенны, незакомплексованны, лучше ориентируются в жизни, более мобильны, цепкость какая-то у них появилась, новые жизненные ориентиры. Нам этого в свое время очень не хватало. Со школьной скамьи — в армию? Попробуйте посмотреть на ситуацию глазами одноклассников хулигана. Убегают последние годы учебы, и тем, кто решил поступать в университет, хочется использовать последний шанс для получения новых знаний и исправления отметок. Стоит задуматься, что дороже - «спасение души» одного бездельника или нормальная работа 30 человек. Может быть, правильнее удалить хулигана из коллектива, чтобы другие ребята смогли как следует заниматься? Но... - А я даже и не знаю, что бы делал, если бы меня исключили, - сокрушается одиннадцатиклассник Костя, - только разве что в армию...

Возрастная категория материалов: 18+