На совете рассматривался вопрос «Об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на территории Амурской области». Исполняющая обязанности начальника областного управления культуры Ольга Юркова, рассказывая о проб-лемах охраны памятников, предложила создать в структуре управления отдел культурного наследия. Охранять у нас есть что, но, к сожалению, отстает нормативно-правовая база. Память о войне и Победе 85% памятников, расположенных в населенных пунктах области, связаны с событиями Октябрьской революции, Гражданской и Великой Отечественной войн. Ежегодно к 9 Мая и 7 ноября органы местного самоуправления проводят их косметиче-ский ремонт и благоустройство территории. Сохранено шефство над мемориалами коллективов школ и предприятий. В рамках подготовки к 60-летию Победы на территориях всех муниципальных образований был активизирован ремонт монументов землякам, погибшим в годы войны. Если в 2003 году было отремонтировано всего 19, то в 2005-м - 145 из 169 состоящих на госучете памятников. На ремонт мемориального ансамбля памяти амурцев, погибших в годы войны, и реконструкцию площади Победы в Благовещенске было за-трачено 11,69 млн. рублей, в том числе пять млн. рублей из областного бюджета, 6,69 млн. рублей - из городского. Всего в области в 2005 году ремонтные работы выполнялись на 202 памятниках. Общая сумма затрат - 16426,36 тыс. рублей. Ремонт музея и ЦЭВа может затянуться на 10 — 15 лет На ремонт и реставрацию памятников архитектуры и градостроительства в 2005 году было затрачено средств в 2,3 раза больше, чем в 2002-м. Однако денег, выделяемых на эти цели, явно недостаточно. Из 108 объектов архитектурного наследия только 25 зданий находятся в хорошем техническом состоянии. Зато семь зданий признаны аварийными, из них четыре - в муниципальной собственности, три - в частной. В текущем году планируется реставрация только двух аварийных зданий. С 1997 года идет ремонт здания Центра эстетического воспитания им. В. Белоглазова, однако за девять лет на эти цели было выделено всего 21,32 млн. рублей. С 2001 года ведется ремонт здания областного краеведческого музея, на проведение которого было затрачено 16,21 млн. рублей. При существующих объемах финансирования ремонт указанных памятников архитектуры будет продолжаться 10 - 15 лет. По федеральной целевой программе «Культура России» в область поступило в 2001 - 2005 годах 6,6 млн. рублей. В текущем году на реставрацию этих двух зданий планируется выделение трех млн. рублей из федерального бюджета. В сравнении с соседними регионами в Амурской области на реставрацию памятников архитектуры (в расчете на памятник) выделяется средств в 1,5 раза меньше, чем в Читинской области, и в 2,1 раза меньше, чем в Хабаровском крае. Система госучета памятников изменилась С принятием в 2002 году нового Федерального закона N 73-ФЗ существенно изменилась система государственного учета памятников. Данные о них подлежат обязательному внесению в земельный и градостроительный кадастры, реестры недвижимого имущества органов юстиции, бюро технической инвентаризации. Ежегодно областным центром по сохранению историко-культурного наследия изготавливаются паспорта на 100 памятников, которые включают в себя не только научное описание, но и инструментальную съемку местности, определение координат и точных границ памятника, фотофиксацию и т. д. На сегодняшний день паспорта изготовлены более чем на 600 объектов культурного наследия. С 2000 года в области ведутся работы по инвентаризации памятников археологии. Центром по сохранению наследия совместно с ОАО «Амурземпроект» изготовлены карты-схемы расположения памятников с указанием координат на территориях Архаринского, Благовещенского, Тамбовского, Михайловского, Константиновского, Серышевского, Ивановского, Белогорского, Мазановского районов. В текущем году будут выполнены работы по инвентаризации памятников Свободненского района. Данные материалы направлены в районные органы землеустройства для учета местонахождения памятников при отводе земельных участков. На выполнение этих работ из областного бюджета с 2002 года ежегодно выделяется 280 тыс. рублей. Кроме того, на эти цели центром по сохранению наследия расходуется более 300 тыс. рублей в год из внебюджетных доходов. Ежегодно управление культуры проверяет техническое состояние и соблюдение условий охранных обязательств по 20 памятникам архитектуры, выдает предписание по устранению нарушений, штрафует нарушителей. Управление культуры рассматривает более 700 проектов земельных отводов, строительных и иных хозяйственных работ ежегодно. В результате за 2003 - 2005 годы предотвращено разрушение или нанесение ущерба 50 памятникам археологии. Амурская область - один из немногих субъектов РФ, где не был снесен ни один состоящий на государственном учете памятник архитектуры и градостроительства. В 2003 - 2005 году центром по сохранению наследия было выявлено 25 неучтенных объектов археологического наследия при обследовании территорий нового строительства. От палеолита до средневековья 51% памятников Приамурья составляют объекты археологического наследия. Они важны для исследования проблем заселения человеком Северной Азии и Северной Америки, дают представление об этногенезе народов Дальнего Востока. В Амурской области представлен весь хронологический ряд памятников археологии - от эпохи палеолита до позднего средневековья. Самые древние стоянки человека на территории области - Кумары-1, 2, 3 в Шимановском районе - имеют возраст около 350 тыс. лет. С 1960-х годов на территории области ведется систематическое изучение памятников археологии учеными БГПУ, Института истории и археологии СО РАН (Новосибирск), Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (Владивосток), АмГУ. Ежегодно производятся стационарные археологические исследования на 3 - 4 памятниках археологии. Управлением культуры и центром по сохранению культурного наследия с 2006 года будут организованы ежегодные археологические раскопки разрушающихся памятников (спасательные раскопки). Более четверти археологических объектов области разрушаются в результате естественных факторов (подмыв берегов, ветровая эрозия и т. д.). К примеру, из-за подмыва берегов Зеи в 2005 году были окончательно утрачены два средневековых памятника у с. Владимировка Благовещенского района. В текущем году центром по сохранению наследия за счет собственных средств будут проведены спасательные раскопки двух памятников в Благовещенском и Михайловском районах. Дыры в законе Основной проблемой в сфере охраны объектов культурного наследия является несовершенство нормативно-правовой базы. Федеральный закон N 73-ФЗ содержит указания на необходимость утверждения Правительством РФ девяти подзаконных актов. Однако на сегодняшний день принято только одно положение - «О порядке разработки и выполнения охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия». Требуется срочное принятие положений о едином государственном реестре объектов культурного наследия; об историко-культурной экспертизе; о зонах охраны объектов культурного наследия; о порядке предоставления льгот юридическим и физическим лицам, вложившим свои средства в работы по сохранению объектов культурного наследия; о порядке отнесения территорий памятников и их зон охраны к землям историко-культурного назначения. Также необходимо принятие федерального закона «О разграничении объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности, на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность». Незавершенность процесса разграничения собственности на объекты культурного наследия в РФ привела к тому, что 88% памятников в области не имеют собственников, а значит, и ответственных за их содержание. Ситуацию усугубляет и вступивший в силу с 1 января Закон 131-ФЗ, согласно которому к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов полномочия по охране объектов культурного наследия не относятся.

Возрастная категория материалов: 18+