По поводу такого состояния души святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Кровь приводится в весьма разнообразное движение страстями, которые, в свою очередь, так разнообразны, что нередко противодействуют одна другой, причем одно движение крови уничтожается другим. Но все эти разнообразные движения крови непременно сопряжены с рассеянностью, мечтательностью, обильным нашествием помыслов и ласкательствующих самолюбию картин. Обильное нашествие помыслов и мечтательность всегда сопутствуются приведением крови в усиленное движение, неестественное. Это движение есть движение греховное... Человек, позволяющий себе приводить кровь свою в такое движение и услаждающийся им, не способен к принятию Божественной благодати». Занявшись компьютерной игрой, человек приходит к тому же состоянию души, какое имели люди, пребывавшие в прелести. Но если у духовно прельщенных различные образы создавались собственным воспаленным воображением или даже бесами, то у любителей компьютерных игр - процессором компьютера. Результат один и тот же: разгорячение крови, в основе которого лежит действие страстей гордости и блуда, нежелание вернуться в этот реальный мир из мира иллюзий. Действительно, большинство людей, увлекающихся компьютерными играми, способны проводить за игрой много часов, иногда до психического и физического истощения, жертвуя и сном, и едой. Но виртуальный мир является по своей сути откровенной ложью. Чувства человека уверяют его, что он находится в реально ощутимом мире, он видит, слышит, чувствует, трогает этот мир, видит, как действуют в этом мире его собственные руки, а на самом деле этого мира не существует: все ощущения - лишь ловко проведенный техникой обман чувств. Уместно вспомнить Мефистофеля, когда он обещает Фаусту: «Ты больше извлечешь сейчас красот За час короткий, чем за долгий год. Незримых духов тонкое уменье Захватит полностью все ощущенья, Твой слух и нюх, а также вкус и зренье, И осязанье - все наперечет. Готовиться не надо. Духи тут И тотчас исполнение начнут». В отличие от радио, кино или телевидения, где человек все-таки остается пассивным наблюдателем и только сопереживает происходящим на экране событиям, в виртуальную действительность человек погружается полностью всем своим сознанием, то есть вместо пассивного зрителя становится действующим лицом, от поведения которого зависит весь дальнейший ход событий. Таким образом, киберпространство непременным образом задает характер поведения человека, становится диктатором его поступков. О таком опасном для души человека состоянии писал святитель Игнатий: «Прелесть действует первоначально на образ мыслей; будучи приятной и извратив образ мыслей, она немедленно сообщается сердцу, извращает сердечные ощущения; овладев сущностью человека, она разливается на всю деятельность его, отравляет самое тело... Состояние прелести есть состояние погибели или вечной смерти». Действительно, сознание человека рассчитано на жизнь в одной, Богом установленной реальности, а не в нескольких. Поэтому, когда модели поведения в компьютерной игре переносятся и на реальную жизнь, происходит трагедия. Ведь жизнь земная - не игра: в ней нельзя начать все сначала, если ошибаешься, или «прожить несколько жизней», пока не достигнешь желаемого результата или «уровня». И совсем не удивительно, что, привыкнув к виртуальной жизни, люди оказываются почти неспособными к жизни в нашем непростом мире; эта жизнь после виртуальной становится для них невыносимой и отвратительной. Таким образом, компьютерные игры ведут человека к гибельному внутреннему конфликту: с малых лет привыкнув и обучившись жизни в мире виртуальности, полюбив этот мир, он все-таки будет вынужден жить в мире реальном, земном, где виртуальный «опыт» будет терпеть полное фиаско. Если следовать мысли святителя Игнатия, что «прелесть есть усвоение человеком лжи, принятой им за истину», то становится ясна прелестность виртуальной реальности. Все это наводит на размышление об одном общем источнике всяческой лжи, «общем отце лжи» - диаволе... Поэтому, заботясь о возрождении доброго мира для наших детей, мы должны думать о восстановлении духовных основ собственной жизни и о воспитании своего ребенка в спасительной среде Святой Православной Церкви.

Возрастная категория материалов: 18+