Очередной «круглый стол» в редакции «Амурской правды» был посвящен итогам пробного ЕГЭ, который прошел в области 21 апреля, тем трудностям, с которыми столкнулись школьники, педагоги и представители органов управления образованием во время пробного экзамена. Олег Лапицкий, начальник областного департамента образования: - Задачей пробного экзамена было отработать процедуру и механизм проведения ЕГЭ. Таким путем шли другие регионы, так начинала Москва. По первым итогам мы получили хорошие отзывы, приобрели опыт и уверенность. Я встречался в школах областного центра с педагогами, с руководителями пунктов проведения экзаменов. Они отмечали, что атмосфера во время ЕГЭ была доброжелательная и строгая. Учителя отзывались об экзамене позитивно. Хотя поначалу со стороны учительства было отторжение: как так, нам не доверяют, мы столько лет учили детей и не можем оценить работу своих питомцев? Но когда мы сами попробовали, то убедились, что степень объективности и достоверности ЕГЭ выше. Мы же знаем, как сдается экзамен в обыкновенной школе: если ученик сотрудничает с учителем, тот готов ему помочь на итоговом экзамене. А если ученик конфликтовал с педагогом - пусть выплывает, как хочет. Мы рассматриваем результаты единого госэкзамена в целостной региональной системе оценки качества образования. Это позволит иметь объективную картину о качестве образования в различных школах, в различных районах. Но должен сразу предупредить, что никаких драконовских мер к учителям, которые дали низкие показатели по результатам ЕГЭ, департамент применять не будет. Но это даст нам материал для анализа и управленческих решений, направленных на повышение качества образования. Сейчас в департаменте разрабатывается своя региональная система оценки качества образования. Результаты ЕГЭ станут основной составляющей этой системы. ЕГЭ должен стать выбором ученика. Если он не собирается продолжать образование в высшей профессиональной школе, где идет строгий отбор, он может сдавать экзамен учителям в своей школе в традиционной форме. Анна Мандрик, руководитель ППЭ гимназии N 1 Благовещенска: - Репетиция ЕГЭ была необходима. Надо было, что называется, понюхать пороху. И сейчас, когда мы подводим итоги, выясняются страшные вещи. Например, в одном из пунктов проведения экзаменов организатор предложил детям подписать свои работы в части С. Если бы это был настоящий экзамен, то результаты этого испытания ребятам просто-напросто не зачли бы. Эта ошибка взрослого привела бы к колоссальному нервному стрессу у детей и, более того, могла бы многим испортить биографию. Ведь ЕГЭ можно сдать один раз. И хорошо, что этот казус выявился во время репетиции. Мы смогли еще раз проинструктировать организаторов. Здорово, что дети получили возможность попробовать свои силы, получили опыт психологической закалки. Им легче будет сдавать экзамен 30 мая. Это плюс и для учителей русского языка и литературы. За оставшееся время можно еще потренироваться бланки заполнять, чтобы не было ошибок. За месяц грамматике обучить, конечно, невозможно, но... Маша Демура, 11-классница гимназии N 1: - Пробный ЕГЭ дал огромный опыт, потому что нам удалось попасть в ту ситуацию, которая будет на экзамене. Мы получили возможность ознакомиться с заданиями, оценить свои знания, составить план, на что обратить самим больше внимания при подготовке к ЕГЭ. Психологически будет легче - сможем более правильно распределить время и организовать свою работу. Да, стресс был большой, но и результат того стоит. Про обычные экзамены мне могли бы рассказать те, кто уже поступал в вузы. А про ЕГЭ кто расскажет, если у нас это впервые? Евгения Воропай, председатель предметной комиссии, преподаватель БГПУ: - Маша, у меня вопрос «на засыпку»: какова была вероятность списывания во время ЕГЭ? Маша Демура, 11-классница гимназии N 1: - Никакой. Из нашего класса в репетиции ЕГЭ участвовали двое, но в аудитории, где я сидела, даже из нашей школы никого не было. Пятнадцать человек в аудитории, по одному ученику за партой. Между собой все незнакомы. И каждый старается в первую очередь свою работу сделать хорошо, ему некогда отвлекаться на других. Сумки с сотовыми телефонами мы оставляли в конце аудитории или отдавали перед испытанием сопровождающим, так что никакой связи с внешним миром не было. Конечно, психологически это труднее, чем когда ты сидишь в родном классе. Но изоляция дает больше шансов проявить свои знания: в классе тебя отвлекают, просят помочь, а здесь спокойно сидишь и пишешь. В нашем классе 24 человека, в пробном ЕГЭ участвовали двое. После пробного экзамена у нас увеличилось количество желающих сдавать ЕГЭ на 10 человек. Марина Зубова, руководитель отдела образования Завитинского района: - На нашей территории тоже есть увеличение желающих сдавать ЕГЭ, но при этом многие дети, которые сначала планировали сдавать единый госэкзамен, после репетиции решили отказаться. Многие жаловались на трудности во время испытания, особенно при написании третьей части. Из 243 учащихся Завитинского района в репетиции ЕГЭ участвовал 91 ученик, в ЕГЭ 30 мая попробуют свои силы 110, хотя первоначально заявления писали 140. Елена Конищева, главный специалист областного департамента образования: - Судя по заявкам, которые мне подали территории на контрольные измерительные материалы (КИМы), произошло увеличение желающих сдавать ЕГЭ. Предварительная заявка была 3500, сейчас - примерно 3700 детей. Думаю, что школьники, которые учатся не очень хорошо, пойдут на ЕГЭ с легкостью, потому что «тройку» они получат однозначно. Во время эксперимента действует принцип «плюс один», и «двоек» ставить никому не будут. У тех же, кому предстоит поступать, на душе тревога. Они опасаются, как бы незнакомая система сдачи экзамена не помешала хорошей оценке. Корр. «АП»: - Одна из причин страха перед ЕГЭ, по словам учеников, в том, что много сил уходит на оформление документов. Маша Демура, 11-классница гимназии N 1: - Все мы, начиная с 9-го класса, проходим централизованное тестирование. Система заполнения бланков та же самая. Семь строк в одном бланке, семь строк в другом, да еще свою фамилию написать. Боязнь от того, что организаторы все время пугают: черточку не там поставишь - и все испортишь. Но на самом деле и это не страшно: быстро заменят материалы, да и все. По инструкции на это отводится 30 минут, но реально уходит минут 15. Кроме того, на доске висит образец. Времени отводится достаточно, торопиться не нужно. Экзамен не начнется, пока все ребята не заполнят бланк регистрации. Елена Евглевская, учитель русского языка школы N 12, Благовещенск: - Многие школьники жалуются на сложность задания в части С. В течение трех лет ребята ходят на централизованное тестирование, поэтому задания частей А и В их особо не испугали. Вариант С заставляет думать самостоятельно. Необходимо вычленить проблему и аргументировать ее. Раньше мы этому детей особо не учили. Зато теперь у нас в школе уже отведены часы для подготовки к ЕГЭ, особенно к части С, и к оформлению бланков. И самое главное - дети задумались не об оценках, а о знаниях, они подняли учебники за 5 - 6-е классы. Это не может не радовать. Потому что пора знать государственный язык, знать свою литературу и уметь выражать свои мысли на родном языке. Единственное, что огорчает, и многие родители этим недовольны, - что детям не дали результатов пробного ЕГЭ, чтобы они реально оценили свои знания. Олег Лапицкий, начальник областного департамента образования: - Мы бы тоже очень хотели дать ученикам возможность узнать свои результаты, но поскольку область впервые участвует в эксперименте, федеральный центр тестирования задержал поставку техники, в частности быстро считывающих сканеров. Мы попросили экспертов вручную обработать работы выпускников областного центра и двух сельских территорий, и некоторые итоги мы имеем. Евгения Воропай, председатель предметной комиссии, преподаватель БГПУ: - Мы раздали по школам варианты ответов. Любой ученик, который писал ЕГЭ, может, глядя на правильные ответы и вспоминая свои, разобрать с учителем свои ошибки. Сколько баллов он набрал, учитель ему не скажет, но как он должен был ответить - узнает точно. Научить ребенка за месяц, как писать сочинение, вряд ли реально. До 9-го класса мы много лет учим школьников пересказывать. Затем в течение двух лет учим строить собственное высказывание на литературную тему. Что касается задания части С - если ученик будет пересказывать, он получит 0 баллов. Он размышляет не на литературную тему, а по поводу той проблемы, которую поднял автор исходного текста. Такой вид работы не использовался ранее на уроках. И мы не имеем права обвинить учителя, что он плохо подготовил ребенка к ЕГЭ, ведь программой это не предусматривалось. Конечно, надо внимательно читать задания, попробовать на примере других текстов составить формулировки. Но сначала надо научить учителей, как готовить детей к тому, чтобы они правильно выполняли задания. Я преподаю в лицее. Часа русского языка в неделю недостаточно, чтобы пройти программу, да еще подготовиться к ЕГЭ. Надо вводить факультатив. И надо помнить, что если ЕГЭ записан в правилах приема в вуз, то у школьника уже никакого выбора нет. Если выпускник сдает ЕГЭ 30 мая, то на вступительном экзамене он может только предъявить свидетельство. Алексей Дрокин, ответственный секретарь приемной комиссии ДальГАУ: - Мы слышим, в том числе и за этим «круглым столом», что ЕГЭ сдается по выбору, в режиме эксперимента. Но на некоторые специальности в вузах, в том числе и в ДальГАУ, идет прием только по результатам ЕГЭ. Почему? Родители будущих абитуриентов возмущаются, а я, как ответственный секретарь приемной комиссии, внятно объяснить родителям это не могу. Создался определенный правовой вакуум. Лично для меня тоже непонятно: если есть выбор, то почему только ЕГЭ? После пробного экзамена я общался с руководителями пунктов проведения экзамена (ППЭ). Многие говорят, что дети стали массово отказываться от ЕГЭ. Порядка тысячи бюджетных мест амурские вузы должны заполнить по результатам ЕГЭ. А дети не хотят его сдавать. Следовательно, над нами нависает угроза незаполнения бюджетных мест. Это проблема всех вузов. Лично я готовлюсь к сложной и напряженной работе в приемной комиссии. Марина Зубова, руководитель отдела образования Завитинского района: - Знаю, что некоторые дети, которые неплохо учатся, отложили сдачу экзамена до второй волны, чтобы у них было больше времени подготовиться. Говорить об отказе преждевременно. Евгения Воропай, председатель предметной комиссии, преподаватель БГПУ: - Мы говорили о том, что задания в части С сложны. Но не надо забывать, что части А и В гораздо легче. Если ребенок выполнит качественно часть А, не приступая даже к частям В и С, это уже тройка. Правила перевода баллов в оценки вуз устанавливает свои. Для поступления на нефилологическую специальность, бывает, и тройки по русскому языку достаточно. Тем более что в некоторых вузах русский язык принимается в форме «зачет - незачет». Тройка - это явно «зачет». Поэтому бояться ЕГЭ не нужно. В БГПУ оценка (количество баллов) по русскому языку важна при поступлении на профильные специальности. Алексей Дрокин, ответственный секретарь приемной комиссии ДальГАУ: - В правила приема в ДальГАУ в этом году в связи со вступлением в эксперимент записали: поменять пятибалльную шкалу на «зачет - незачет». Поэтому русский язык, сданный в форме ЕГЭ, автоматически учитывается как «зачет». Татьяна Молодцова, главный специалист отдела образования Зейского района: - В Зейском районе 19 школ, половина находится в отдаленных поселках. Основная наша трудность была в доставке учеников в пункты проведения экзамена. 14 выпускников из поселка Верхнезейский выбрали ЕГЭ. Но по правилам нельзя сдавать экзамен в родной школе. И если бы мы решили проводить экзамен на базе школы, где есть интернат, например в Овсянке, ученикам пришлось бы добираться до нее двое суток. Хорошо, что департамент образования пошел нам навстречу, и пункт проведения экзамена мы организовали все же в Верхнезейском. Рассматривался еще вариант отправки детей в Тынду. Но тоже возникло бы много трудностей - доехать, разместиться. И главное - вернуться домой ко второму июня, чтобы успеть подготовиться к следующему экзамену. Если пункт будет в Верхнезейском, на следующий год там нужна столовая, придется на время испытаний освободить классы, закупить кровати или раскладушки для проживания детей из отдаленных сел перед экзаменом. Необходимо заложить в районный бюджет деньги на эти расходы, как и на доставку детей из близлежащих поселков. Расписание поездов мы изменить не можем (поезд приходит ночью), поэтому надо предусмотреть все тонкости. Три поселка у нас изолированы - Бомнак, Хвойный, Горный, туда, как в песне, только самолетом можно долететь. В Бомнаке у нас четверо желающих сдавать ЕГЭ. Вертолет в поселок летает нерегулярно: то керосина нет, то пассажиров на рейс не набирается. Если доставить четверых одиннадцатиклассников в Зею вертолетом, это выльется как минимум в десять тысяч в один конец - для бюджета это накладно. Елена Конищева, главный специалист областного департамента образования: - В труднодоступных районах возникла проблема доставки в ППЭ не только учащихся, но и КИМов. Уполномоченные не менее чем за час до экзамена должны доставить экзаменационные материалы. В три ППЭ в Селемджинском районе и в один в Зейском добираться надо два-три дня. Контрольно-измерительные материалы мало довезти - их надо вернуть назад в течение суток. Представитель Рособрнадзора из Москвы, который присутствовал на экзамене, говорил, что надо внедрять систему КРОК в труднодоступных территориях. Смысл в том, что через Интернет КИМы будут подаваться в отдаленные ППЭ в день экзамена. За час до экзамена руководитель ППЭ узнает код и открывает КИМы. Вопрос доставки отпадает. Надо делать пункт первичной обработки информации там же. Для этого надо иметь специальную технику, обучить специалистов. Система КРОК стоит три миллиона. Но у нас есть возможность ее заполучить, поскольку мы в эксперименте. Корр. «АП»: - В какую сумму обойдется ЕГЭ области? Олег Лапицкий, начальник областного департамента образования: - В один миллион 380 рублей - именно столько предусматривается выделить из областного бюджета. Это оплата труда членов предметной комиссии по проверке тестов ЕГЭ, оплата труда членам конфликтной комиссии, обработка информации в региональном центре информации, отправка документов в Москву, доставка КИМов в пункты проведения экзаменов, обучение специалистов в Москве, Хабаровске, Якутске. Мы в этом году в Москве обучили шесть человек. В эту сумму также входит издание информационно-методических материалов по сопровождению эксперимента. Техника поступает к нам из федерального центра тестирования. Затраты несут и муниципалитеты - на организацию пунктов проведения экзамена, на доставку детей. Оплата труда педагогов рассчитывается, как другие виды учебной работы. Людмила Гублина, начальник отдела общего образования областного департамента образования: - Надо еще раз перед экзаменом собрать организаторов, руководителей ППЭ, еще раз провести с ними беседу, проинформировать о допущенных «ляпах» (они негрубые, но они есть), собрать учителей русского языка городов и районов, все им еще раз объяснить и на местах с детьми вести работу. Если есть возможность, приглашаем приехать в ИППК проконсультироваться. Олег Лапицкий, начальник областного департамента образования: - Любой эксперимент имеет плюсы и минусы. Мы движемся методом проб и ошибок. Но все результаты - и положительные, и отрицательные - будут тщательно проанализированы. Возможно, от чего-то откажемся. Или, наоборот, введем что-то новое. Но главное для нас - соблюдение принципа: все во имя ученика, чтобы помочь ему быть успешным.

Возрастная категория материалов: 18+