Кстати, сегодня у Владислава день рождения - как настоящий экстремал, он встречает праздник на колесах. А «АП» печатает его материал с подробным рассказом о том, как символично он вышел из голодовки. На 40-й день мое голодное велопутешествие по Китаю благополучно закончилось в славном городе Шанхае. Не то чтобы я стал плохо себя чувствовать, просто хочется в жизни разнообразия. Эта моя голодовка прошла на удивление просто - легче, чем все предыдущие. Голод я чувствовал только в первые 3 - 4 дня, а потом все пошло как по маслу. Китайские боги подали знак О том, что я голодаю, знали только местные собаки. Обычно шавки здесь на велосипедистов не лают, но меня не пропускали - не иначе запах ацетона их сильно раздражал (при голодании организм активно чистится, а в моче голодающего увеличивается содержание ацетона). Пожалуй, единственной проблемой стало вымывание кальция из организма. После двадцатого дня голодовки сначала редко, а впоследствии каждую ночь я стал просыпаться от жутких судорог в ногах. Иногда казалось, что сухожилия рвутся. А вообще, строго говоря, я не голодал - я просто ничего не ел в течение 39 дней. Как только я въехал на территорию, где выращивают чай, предложения испить этого бодрящего напитка стали чуть не ежечасными. Отказаться в каком-нибудь буддистском храме от чашечки чая невозможно, а от угощения - с трудом. Мне, по крайней мере, удавалось. Кроме того, во время голодания у человека сильно понижается давление. По опыту предыдущих голодовок знаю, что у меня оно падало до 85/50 при нормальном 120/80. Ощущения при низком давлении не самые приятные, поэтому раз в три-четыре дня я позволял себе чашечку кофе. Интересная, кстати, и история выхода из голодовки. В Шанхае мне надо было приобрести багажник на велосипед. Старый сломался полностью, а ездить с переметными сумками на руле - сущее наказание (меня даже китайцы стали обгонять). После долгих поисков специализированный магазин я все-таки нашел. В Китае огромное количество велосипедов и магазинов, соответственно. А велосипедов с большой буквы практически нет, поэтому в их поисках я накатал километров 35 - 40. Так вот, в одном магазине я впервые за полтора месяца заговорил по-русски... С афроамериканцем из Чикаго Микой Дорчем. Весело, кто бы знал! А потом в магазин зашел гражданин Израиля, бывший болгарин Иван, - и тут уже русская речь полилась рекой. Естественно, после знакомства мы пошли в ближайшее кафе, и там я позволил себе стакан виноградного сока и сухого вина. Уже на следующее утро я ел овощной суп. Выход из голодовки прошел быстро и безболезненно, а между тем для неподготовленного организма это самый опасный период. Но и я, хотя никаких опасений вроде бы нет, начну есть белковую пищу не раньше чем через три-четыре дня. Вот такие у нас пироги с котятами. Начал, кстати, и я верить в провидение. Когда мы пошли в кафе, на спидометре моего велосипеда было 4752 км. Эту цифру я записал. А вечером в гостинице отнял 308 км, те первые, что я проехал до голодовки. Оказалось 4444 км без еды. Четыре четверки - счастливые цифры в Китае. Не иначе китайские боги постарались, чтобы я голодовку прекратил. Похудел я за это время всего на 23 кг и 26 сантиметров убрал с талии. Ну а фотографий у меня уже более девяти тысяч, а между тем до Благовещенска еще не близко. Шанхай - жемчужина Востока Я так много читал о Шанхае, мысленно ходил по его узким торговым улочкам, прятался в тени его небоскребов, что когда въехал в него, он меня не впечатлил. Во-первых, случилось это поздней ночью, плавно переходящей в раннее промозглое утро. Уличная иллюминация давно погасла, и я целых четыре часа ехал по пустым улицам, покой которых лишь изредка нарушали проезжающие такси и полицейские мотоциклы. Оказавшись на много раз виденной по телевизору набережной реки Хуанпу прямо напротив знаменитой шанхайской телебашни, я и тут не испытал восторга: ее волшебная подсветка уже не работала, а габаритные огни просто терялись в тумане. Порядком поплутав по знаменитым торговым улочкам, которые, к моему разочарованию, сплошь состоят из магазинчиков крупных торговых сетей, я вновь попал на набережную. Занимавшийся рассвет выхватил из небытия шанхайскую телебашню, и ее вид окончательно меня разочаровал. Большая, третья (или что-то около того) в мире по величине, абсолютно узнаваемая по архитектуре, из-за своей гантелеобразной формы она не казалась ни высокой, ни красивой. Да к тому же это сырое холодное утро. За следующие два дня я нашел в Шанхае множество примечательных мест, но все равно восторгов он у меня не вызвал. И я понимаю, что вовсе не оттого, что он так уж плох. Просто к многократно воспевавшимся в мировой литературе улочкам я за 4500 км нынешнего путешествия успел привыкнуть. Движение судов по реке Хуанпу, несомненно, привлекло бы мое внимание, прилети я в Шанхай на самолете. Но я посмотрел на Китай изнутри и видел куда более занимательные картины. Шанхай, безусловно, интересен. Который раз ловлю себя на мысли, что Китай часто напоминает мне забытую Родину - СССР в его обширных границах. Шанхай, его жилые районы, архитектурой и зелеными насаждениями поразительно похож на Ташкент, а временами даже и на Киев. То, что это уникальный для Китая город, тоже видно сразу. Небоскребов здесь так много и они торчат повсюду, что их не замечаешь. Для того чтобы ты обратил на него внимание, он должен поразить воображение вычурностью дизайна, а просто 40 - 60-этажное здание здесь кажется не выше благовещенской 14-этажки. Здесь множество иностранцев. И если в других городах былые люди при встрече здороваются как родственники, здесь они стараются не замечать друг друга. Исключение составляют туристы из Штатов. Их веселые компании шумно тебя приветствуют. - Откуда? Из России? Здорово! Уже 4500 км! На велосипеде! Все русские сумасшедшие, а ты самый сумасшедший из них! Виски? Шанхай особенно красив ночью, часов до двух, когда все высотные здания переливаются всеми цветами радуги. Когда их огни отражаются в водах Хуанпу. Мне не повезло в одном - на майские праздники в Шанхай съехались китайские туристы, и даже просто пройти по городу стало проблематично, не говоря уже о велосипедной поездке. Шанхай довольно чист, но по сравнению с Сямынем или Шантоу выглядит изрядной замарашкой. Это очень продвинутый город. Здесь мне впервые предложили прелести продажной любви прямо на улице. Ту куню надо было видеть - приснится ночью, не отмашешься. Тут же уйгуры попробовали продать гашиш. Здесь самые приставучие попрошайки, здесь самые кусачие цены в магазинах. Оно и понятно - финансовая столица Китая, дерзнувшая на мировое господство. Но пока до этого далеко: я три часа простоял под глиссадой Шанхайского аэропорта, и за это время надо мной не пролетело ни одного лайнера западных компаний, ни одного самолета бизнес-класса. Они, конечно же, летают в Шанхай, но в небе над Гонконгом за такое же время я видел порядка 10 - 15 таких самолетов. Да и в Москве они частые гости. Как и все крупные индустриальные центры Китая, Шанхай - молодежный город. Безработица здесь в основном среди людей старшего возраста, и улицы убирают они. Молодые же трудятся на шанхайских автогигантах, компьютерных фабриках и т. д. Судя по всему, у народа есть деньги. Во всяком случае, нигде в Китае нет такой плотности фаст-фудов Macdonald’s и KFC. В Шанхае понимаешь, что мы отстали от Китая навсегда, особенно явственно. Обидно, блин. Все-таки Шанхай - побратим Санкт-Петербурга.

Возрастная категория материалов: 18+