Описывает цифровые технологии жанр киберпанк. За 20 лет существования он успел напитаться психологизмом, адаптировался к постсоветской действительности и даже пустил ростки в Амурской области. «Виртуальный свет»: завтра сделано не нами Лавровый венок родоначальника киберпанка носит Уильям Гибсон. В начале 80-х он написал роман «Нейромант», которым показал, что металлические гиганты ЭВМ открывают пути в совершенно новые пространства. Также он предсказал, что граница между материальным миром и тем, что находится по ту сторону экрана, будет очень зыбкой. Герои Гибсона начали пересекать эту негеографическую преграду как обыденность, в то время когда персональный компьютер был доступен не каждой правительственной организации. Вкусив плод виртуальных путешествий, который созреет только через несколько десятилетий, Европа и Россия начали плодить других авторов киберпанков: Брюс Стерлинг («Схизматрица»), Майкл Суэнвик («Вакуумные цветы» и «Путь прилива»), Михаил Кликин («Личный друг Бога»). Пока вышеперечисленные писатели наперегонки осваивают прелести сетевых приключений, корифей Гибсон «перешел на новый уровень». Он создал роман «Виртуальный свет», где экшн и симпатичная картинка уступают место личности героев. Теперь умопомрачительные пейзажи и интерьеры, где гравитация не действует, а спектр цветов шире обычной радуги, - только фон для размышлений. В «Свете» от людей ничего не зависит, они обитают в твердом непластичном мире, где компьютерные программы и финансовые магнаты превращают разветвленный путь выбора в узкий коридор, где нет места отклонениям в стороны и отступлению назад. «Шлем ужаса»: беседа в чате Последняя работа Виктора Пелевина «Шлем ужаса» издана в твердой обложке - это, пожалуй, единственное, что относит ее к литературе в традиционном понимании. Сам жанр говорит о том, что произведение не стандартное: это ни роман, ни повесть, это «креатифф», творческий всплеск на заданную тему. Современная интерпретация греческого мифа о Минотавре. Читать с экрана компьютера текст было бы логичнее, потому что построен он как беседа в чате. В ходе интерактивного разговора выясняется, что все герои оказались запертыми в одинаковых комнатах наедине с компьютером, который показывает единственное диалоговое окно. И чтобы выбраться оттуда, необходимо пройти интеллектуальный лабиринт, выяснить, кто из них Минотавр, кто Тесей и правильно ли тянет свою нить Ариадна. Через буквы на экране-бумаге проступают характеры героев: один склонен к религиозным размышлениям, второй и третья строят любовь, четвертый философствует. Персонаж Siiff-zoSSchitan - отражение субкультуры, зародившейся в Сети, так называемого «албанского языка». Эстеты из Интернета, которые пользуются этим «наречием», с юмором смотрят на великий могучий - «халадильник», «фсе», «выей йаду». Критические высказывания о произведении, которые украшают заднюю обложку книги, в данном случае тоже элемент самоиронии. Обычно здесь цитируется мнение известных людей или изданий. О «Шлеме» же говорят сами герои. Говорят по-албански: «Смиялсо. Афтар, пеши есчо». или на этом же витиеватом сленге советуют Пелевину убить себя об стену. Еще один способ расплести клубок или окончательно замотаться нитками - понять принцип действия шлема, который носит человекобык. Виктор Пелевин, пожалуй, единственный автор, описывающий хайтек, который подмену реальностей объясняет не всемогуществом цифровых технологий, как в «Матрице», а субъективностью мировосприятия. Тему «Все - есть ничто, внутреннее - то же, что и внешнее» с налетом даосизма он разрабатывает чуть ли не с первого своего произведения. В «Шлеме ужаса» автор, герои и читатели сделали еще один шаг по этому скользкому Дао. «Мопс и Каролина»: любви все файлы покорны Истории про любовь стары как мир. Однако распространение Интернета в провинциальном Приамурье дало местным писателям возможность «апгрейдить» эту тему. Молодой автор из Благовещенска Олег Горосов в рассказе «Мопс и Каролина» описывает роман в Сети. В традициях старого доброго романтизма автор воспевает силу любви, которая преодолевает все препятствия. Только вместо робости Татьяны Лариной или цинизма Печорина у ребят другие проблемы. Он - обычный студент, а она - электронная программа. Но от нежных чувств не уйдешь, даже если ты всего лишь компьютерный файл. Атмосфера виртуальных отношений передана точно: название произведения составили ники (то есть виртуальные имена) героев, некоторые фрагменты текста построены как разговор в чате. (Кстати, этот прием амурчанин использовал на 10 лет раньше, чем москвич Пелевин.) Стилистических достоинств в рассказе немного, сюжет прорывом в мировой литературе тоже не назовешь, однако эмоциональное воздействие на читателя оказывает сильное. Кроме того, «Мопс и Каролина» - первое опубликованное произведение амурских авторов, где уделяется внимание виртуальной реальности. И пока единственное.

Возрастная категория материалов: 18+