В этом случае по территории Приамурья проложат 600 километров трубы. Второй, на сегодня приоритетный, пройдет в 200 километрах к северу от озера Байкал. Если утвердят его, то протяженность нефтепровода по нашей области сократится в три раза. Точкой отсчета для обоих вариантов является город Усть-Кут. От него нефтепровод устремляется на северо-восток вдоль реки Лены. Но если в одном случае труба оттуда сворачивает к городу Бодайбо и выходит на бамовскую станцию Таксимо, то в другом она достигает Ленска и лишь после этого меняет направление в сторону городов Нерюнгри, Тынды, Сковородина. По первому варианту магистраль короче на 1000 километров, зато у второго есть другие существенные преимущества. Нефтепровод выходит за пределы не только водосборного бассейна Байкала, но и зоны опасных разломов земной коры и оползней. Еще одно важное обстоятельство: магистраль вплотную приблизится к Верхнечонскому, Талаканскому и другим месторождениям нефти, расположенным на севере Иркутской области и в Якутии. Как сообщили корреспонденту «АП» в центре управления проектом нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО), скорее всего, будет выбран второй вариант трассы — северный. Даже несмотря на то, что на этом участке достаточно сложные условия для строительства и нет должной инфраструктуры.

— Сейчас мы не можем назвать окончательный вариант трассы — завершается облет нового маршрута нефтепровода. Проектный институт готовит технико-экономическое обоснование северного варианта, — сказал «АП» вице-президент компании «Транснефть» Сергей Григорьев. — Примерно через десять дней будет точно известно, по каким регионам и где пройдет трасса.

— Идет активное лоббирование различными субъектами выгодного для той или иной территории маршрута трубопровода, особенно это касается Республики Саха (Якутия), — объясняет заместитель генерального директора ЦУПН «ВСТО» Дмитрий Огульчанский. — Есть желание и других регионов, чтобы трасса прошла по их местности, но «Транснефть» примет то решение, которое будет выгодно компании с экономической точки зрения. Хотя мы прекрасно понимаем, что это крупнейший инфраструктурный проект, который даст мощный толчок развитию регионов, и заинтересованность администраций здесь понятна.

В самой компании «Траснефть» связывают проработку якутского варианта нефтепровода с решением Президента России Владимира Путина о пересмотре маршрута в связи с угрозой загрязнения озера Байкал. Тем временем в Тындинском районе уже подсчитывают потери от возможного переноса трассы. Вместо планируемых 600 километров трубопровода от поселка Олекма вдоль железной дороги до Тынды и далее на Сковородино его протяженность по территории Амурской области составит только 200 километров — от поселка Могот до Сковородина. Таким образом, будет сокращено количество вспомогательных объектов, нефтеперекачивающих станций. Все это даст гораздо меньше налогов и, самое главное, сузит возможности амурчан работать на строительстве и эксплуатации нефтепровода. Уже сейчас меняются места расположения городков строителей, баз завоза труб, материалов, оборудования.

— Мы сейчас занимаемся подготовительными работами по мобилизации подрядных организаций, техники, людей на участке Тында — Сковородино, то есть там, где трасса пройдет и по первому, и по второму варианту, — говорит начальник Тындинского штаба по строительству нефтепровода Максим Кискин. — На железнодорожных станциях БАМа мы готовили площадки для приема труб и другого оборудования. Первые материалы уже поступили, но сейчас эти работы приостановлены до принятия окончательного решения по маршруту нефтепровода.

Прокладка просеки под трассу и другие работы в Амурской области активно начнутся после всех согласований о переводе лесных земель в нелесные. По второму варианту трассы нефтепровод минует заповедные зоны севера Приамурья и оленеводческие пастбища эвенков. То есть с экологической точки зрения трубопровод не вызывает у региона никаких нареканий. Однако коренные жители решению обойти их местность стороной не очень обрадовались: эвенки лишатся обещанных преференций со стороны нефтяников.

Напомним: ранее компания «Транснефть» обещала компенсировать жителям национальных поселков затраты на перенос пастбищ и помочь в развитии социальной инфраструктуры. Пока остается в силе решение о поддержке Тындинского аэропорта, хотя, возможно, нефтяники выберут в качестве базовой воздушной гавани Чульманский аэропорт в Нерюнгри. Этот объект способен принимать большие самолеты и находится в более удобном географическом положении для нового маршрута трубопровода.

В конце апреля в Тайшете уже началось строительство нефтепровода. И как заявил президент компании «Транснефть» Семен Вайншток, можно начинать строительство и в Сковородине. По его словам, работы развернутся здесь уже во второй половине мая. Сковородино и поселок Большой Невер станут ключевыми пунктами нефтепровода: здесь будет построен крупнейший нефтеналивной терминал. Отсюда составы с нефтью пойдут по железной дороге до приморских портов. Предполагается, что будет построено ответвление от нефтепровода на Джалинду с выходом на китайский Дацин.

Стоимость первого этапа строительства оценивается в 6,6 миллиарда долларов, а общие инвестиции превысят 11 миллиардов долларов. Нефтепровод станет вторым по масштабам инфраструктурным проектом в Сибири и на Дальнем Востоке после Байкало-Амурской магистрали. Мощность нефтепровода составит в перспективе 80 миллионов тонн нефти в год. Основным рынком сбыта нефти предполагаются Китай, Япония, Южная Корея, Индонезия и Австралия. Правда, пока окончательно неизвестно, что в результате этого получит Амур-ская область. Однако уже понятно, что прогнозы амурских экономистов о развитии севера Приамурья в связи с прокладкой трубы сбудутся не на все сто процентов.

Возрастная категория материалов: 18+