Члены создаваемых по предложению городского головы временных специальных комиссий за свои труды денежного вознаграждения не получали. Срок их деятельности определялся надобностью. Например, если отсутствовал в городе городской голова и его помощник, такие комиссии осуществляли контроль за соблюдением торговых прав, исполняли оценочные функции и т. п. При создании городского общественного управления специальная комиссия строго придерживалась действовавших в то время законов. Полное собрание российских законов издавалось ежегодно и рассылалось во все регионы России, в том числе и в Амурскую область. Имеющийся в Государственном архиве Амурской области рукописный подлинник проекта Правил об избрании городского общественного управления датируется июлем - октябрем 1863 года. Таким образом, все обстоятельства, объективно сложившиеся к 1863 году, требовали создания в Благовещенске органа городского управления, и он был сформирован. С осени 1863 года ведется отсчет лет городского самоуправления Благовещенска. Многие из гласных городской Думы, избранных на первое четырехлетие, имели опыт общественной работы. Дума не была принципиально новым органом городского управления, а лишь получила особый правовой статус, а ее влияние на городское общество укрепилось. Появился новый орган вместо распорядительной Думы - городская управа. Гласные избирались на четыре года. При вступлении в полномочия они, как и члены городской управы, приносили присягу на верность интересам города Благовещенска и его жителям. Осень - время выборов Неизменным в течение многих лет оставалось время выборов нового состава гласных городской Думы и членов городской управы (осень) и время вступления в полномочия - 1 января очередного четырехлетия. Заседания проводились не реже одного раза в месяц в вечернее время, обычно в 19 часов. В повестке дня значилось, как правило, 15 - 20 вопросов, заседания продолжались до 9 - 10 часов вечера. Нередко гласные городской Думы, члены специальных комиссий исполняли свои общественные обязанности не только по будням, но и в субботние и воскресные дни. Практикуемые сейчас ежегодные отчеты городской администрации перед городской Думой были введены Благовещенской городской Думой еще с 1903 года. В «Городовое положение» 1870 года, которое в то время регулировало все вопросы местного самоуправления, постоянно вносились изменения и дополнения в связи с экономическими реформами, изменениями административно-территориального устройства, общественно-политической обстановки. Сложными были для городской Думы 1917 - 1922 годы. В пылу революционных митингов, собраний, съездов делались попытки упразднить отлаженный механизм городского самоуправления. 26 февраля 1918 года четвертый съезд крестьян Амурской области принял резолюцию о роспуске Благовещенской городской Думы. Но резолюция осталась только на бумаге. Пока в городе и области шла череда реорганизации, раздача полномочий органов новой власти, городская Дума реально занималась жизнеобеспечением Благовещенска: выдачей пособий рабочим, доставкой продовольствия и мануфактуры, топлива на электростанцию. Кто «держал» город В дни, когда Благовещенску грозило полное отключение электричества, на заседании Думы было решено поручить войсковой управе направить военных специалистов на этот объект. В городе сложился острый дефицит продовольствия, мануфактуры, топлива. В то же время склады Владивостока были забиты товарами. Гласные городской Думы, купцы, предприниматели прилагали большие усилия для стабилизации положения, о гражданская война привела к оттоку деловых людей за границу, одорвала экономическую стабильность Благовещенска. До 1922 года городская Дума не была распущена: гласные, городской голова, члены управы имели большой общественный и экономический вес, «держали» город до тех пор, пока после празднования пятой годовщины Великой Октябрьской революции не было ликвидировано городское самоуправление Благовещенска, в том числе городская Дума. озже благовещенское самоуправление стало всего лишь коммунальным отделом Амурского губревкома.

Возрастная категория материалов: 18+