Начнем с первого. Есть все основания полагать, что в 2006 году Забайкальская железная дорога сохранит за собой статус крупнейшего инвестора Читинской области. По темпам развития и обновления инфраструктуры дорога вышла на второе место среди всех российских железных дорог. В течение 2006 года забайкальским железнодорожникам предстоит освоить 12 миллиардов 960 миллионов рублей инвестиций. Самая значительная их часть (4 миллиарда 533 миллиона рублей) направлена на продолжение комплексной реконструкции Южного хода - участка Карымская - Забайкальск. В 2006 году здесь будет уложено более 74 километров вторых путей на пяти перегонах, 17,5 километра приемо-отправочных путей на семи станциях, построено 12 мостов. В результате по участку Борзя - Забайкальск смогут проходить до 32 пар поездов в сутки вместо нынешних 19. Это будет достойным вкладом дороги в увеличение объемов российско-китайской торговли. Эти объемы увеличиваются уже сегодня. С января по апрель 2006 года по участку Карымская - Забайкальск в направлении КНР перевезено 6 миллионов 688 тысяч тонн экспортных грузов, что составило 126 процентов к уровню первых четырех месяцев 2005 года. По Южному ходу стали вести гораздо больше нефти (прирост на 718 тысяч тонн, или 147 процентов, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), леса (прирост на 708 тыс. тонн, или 127,4 проц.), минеральных удобрений (прирост на 289 тыс. тонн, или 230 проц.). Конечно, реконструкция Южного хода - это «флагманский проект», реализуемый на Забайкальской железной дороге, но значительные инвестиции направляются и на другие цели. На обновление искусственных сооружений и систем электроснабжения, а также на другие программы, призванные обеспечить увеличение скорости прохождения грузов по забайкальскому участку Транссиба, выделено 2 миллиарда 690 миллионов рублей. 2 миллиарда 240 миллионов рублей получит в этом году дорога на приобретение нового подвижного состава. На дальнейшее улучшение качества перевозок по транспортному коридору Кузбасс - Дальний Восток Забайкальской магистрали выделен 1 миллиард 268 миллионов рублей. На развитие и обновление объектов социальной сферы дороги, в том числе на завершение строительства жилья для железнодорожников на станциях Могоча и Чернышевск, будет направлено 83,9 млн. руб. Дорога и так уже стала крупнейшим строительным подрядчиком области и намерена продолжать строить жилье для своих работников. В прошлом году были введены в эксплуатацию 108- и 60-квартирные дома в Чите, 90 квартир 153-квартирного дома в поселке Забайкальск, сдана первая очередь 85-квартирного дома в Могоче, введена в строй первая очередь 100-квартирного дома в Чернышевске - всего 22,1 тысячи квадратных метров жилья. В течение 2006 - 2008 годов к уже построенному планируется прибавить вторую очередь 80-квартирного дома в Карымской, 30-квартирный дом в Оловянной, 60-квартирный дом в Борзе, 97-квартирный дом малосемейного типа в Забайкальске и ряд двухквартирных домов на линейных станциях Южного хода. При этом дорога ощущает потребность в строительстве малоквартирных домов на небольших станциях. В общей сложности ОАО «РЖД» намерено инвестировать в строительство жилья на участке Карымская - Забайкальск 800 млн. руб. Но, как заметил Алексей Максимов, у дороги есть и проблемы. Это, например, угроза снижения объемов перевозок угля, из-за показателей его добычи на принадлежащих ОАО «СУЭК» разрезах Харанорский и Восточный. Это содержание и эксплуатация малоинтенсивных железнодорожных линий, которых в области насчитывается четыре (Куэнга - Сретенск, Чернышевск - Букачача, Приисковая - Нерчинск, Борзя - Соловьевск). Только в прошлом году они обошлись дороге в 62 млн. рублей убытков. И, наконец, самой острой и злободневной является проблема хронических неплатежей муниципальных образований Читинской и Амурской областей за оказанные им предприятиями дороги коммунальные услуги. Размеры долгов, которые территории накопили перед дорогой, огромны. Чернышевский район задолжал магистрали 26 млн. 249 тыс. руб., Забайкальский район - 15 млн. 500 тыс. руб., Хилокский район - 9 млн. 302 тыс. руб., Карымский район - 3 млн. 610 тыс. руб. А общий долг муниципальных образований Читинской области за услуги ЖКХ, оказанные дорогой, на 1 мая 2006 года превысил 54 миллиона рублей и продолжает расти! В Амурской области ситуация складывается ничуть не более обнадеживающая. Муниципальные предприятия и бюджетные учреждения Приамурья на 1 мая 2006 года задолжали дороге 120 миллионов рублей! Невольно складывается впечатление, что должники плохо представляют, какие мины замедленного действия подкладывают под собственное будущее. На балансе службы гражданских сооружений и водоотведения Забайкальской железной дороги находятся десятки котельных, снабжающих теплом и горячей водой жилые дома и социальные объекты во многих городах и поселках вдоль магистрали. На содержание этих котельных дорогой выделяются значительные средства. Только за счет этих денег дорога может готовить котельные к следующей зиме. Но уже сейчас ясно, что отопительный сезон 2006 - 2007 годов находится под угрозой срыва. Дело в том, что с начала 2006 года многие муниципальные образования - потребители коммунальных услуг - практически перестали рассчитываться за них с дорогой. Чтобы не заморозить дома десятков тысяч жителей Читинской и Амурской областей, железнодорожники вынуждены были за свой счет закупать и доставлять топливо для многочисленных котельных. Деньги, необходимые на подготовку котельных к новому отопительному сезону, в полном смысле слова вылетели в трубу вместе с дымом от сгоревшего топлива. Огромная дебиторская задолженность, сумма которой называлась выше, не позволяет дороге приступить к ремонту котельных: на это нет средств. Если котельные не будут надлежащим образом подготовлены к новому отопительному сезону, обслуживаемые ими поселения будут предстоящей зимой играть с аварией в «русскую рулетку»... Руководство дороги уже испробовало все возможные средства воздействия на должников. Были многочисленные встречи и переговоры, на которых главы муниципалитетов обещали поэтапно гасить долги. Были не менее многочисленные судебные разбирательства, которые дорога неизменно выигрывала. Но воз, увы, и ныне там. Суммы, которые муниципалитеты-должники перечисляют дороге, не позволяют даже надеяться на скорое погашение долгов. Так, руководство Магдагачинского района Амурской области обязалось ежемесячно перечислять дороге пять миллионов рублей, но за март и апрель 2006 года выплатила только три миллиона 227 тысяч. Из Сковородинского района на счета дороги в апреле должны были поступить 17 млн. 670 тыс. рублей, а поступил только миллион 293 тысячи... В Читинской области динамика погашения долгов не лучше. Нельзя не отметить, что железнодорожники уже неоднократно пытались снять с себя несвойственные им функции коммунальщиков и передать объекты ЖКХ в муниципальную собственность. Но главы муниципалитетов всеми способами уклоняются от такой чести. Их, надо полагать, полностью устраивает нынешнее положение - когда дорога несет на себе весь груз ответственности за исправную работу сложного и хлопотного коммунального хозяйства, а взамен получает только безразмерно увеличивающиеся долги и обещания когда-нибудь их погасить. Многие главы муниципальных образований заявляют о согласии принять на баланс объекты ЖКХ, но согласие свое обставляют такими условиями, что впору говорить о вымогательстве или неприкрытом лукавстве. А как еще можно расценить предложение передать муниципалитету котельную... с доплатой, равной стоимости новой котельной? В качестве причины появления долгов за услуги ЖКХ руководители муниципалитетов часто называют неплатежи со стороны населения. Возможно, в глазах оправдывающейся стороны это действительно веская причина. Но ведь начальников МУПов, на которых лежит обязанность собирать с пользователей плату за услуги ЖКХ, не население выбирает, а главы назначают. Владелец магазина, поставивший к прилавку продавца, не способного добиться от покупателя платы за товар, должен выбирать между решительными кадровыми перестановками и сменой сферы деятельности. Перед главами муниципалитетов-должников стоит такой же выбор. Забайкальская железная дорога твердо ориентирована на развитие, на увеличение объемов перевозок и улучшение их качества. Вместе с дорогой будут развиваться и те города и поселки, через которые проходит стальная магистраль. Чем меньше препятствий будет возникать на ее пути, тем лучше для всех забайкальцев и амурчан. Осознавая это, руководство дороги готово применить к должникам более сильные меры воздействия, чем увещевания и призывы не подвергать города и поселки угрозе заморозки. Хочется надеяться, что жители городов и поселков Забайкалья и Приамурья правильно оценят ситуацию и не поддадутся на демагогические речи истинных виновников углубляющегося конфликта.

Возрастная категория материалов: 18+