Расходы на содержание детей в муниципальных детсадах должны производиться из местных бюджетов, сказано в постановлении суда. Но в случае, если у муниципалитетов не хватает на это средств, эти расходы должны осуществляться за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации - «в порядке компенсации дополнительных расходов». Дело в том, что знаменитый 122-й закон о замене льгот денежными компенсациями, вступивший в силу с января 2005-го, отменил некоторые льготы или переложил обязанность по их поддержанию на местные бюджеты - это касается и льгот по оплате детских садов. Одновременно закон требует от муниципалитетов и регионов сохранить тот же объем льгот, который ранее обеспечивался средствами федерального бюджета. Неопределенность в ряде вопросов породила сомнение: например, должен ли существовать единый федеральный стандарт, устанавливающий размер платы за посещение ребенком дошкольного учреждения? В одних субъектах России муниципалитеты продолжают брать с родителей, как и раньше, только 20% стоимости содержания ребенка в садике. В других посчитали, что в установлении платы за детский сад наступила свобода, со всеми вытекающими последствиями. Они, увы, не в пользу кошелька простых граждан. Чтобы расставить все точки над «i», городские власти Твери обратились в Конституционный суд России с запросом о конституционности статьи 153. Она гласит, что граждане, имеющие до 1 января 2005 года право на льготы и компенсации, закрепленные в отменяемых законах, не утрачивают их и после вступления в силу 122-го ФЗ. КС признал статью конституционной. «Органы власти субъектов федерации и органы местного самоуправления не вправе сокращать объем предоставляемых гражданам льгот и не могут понижать размер денежного эквивалента социальных выплат», - сказано в судебном постановлении. А теперь позволим себе немного порассуждать. Теоретически средства на финансирование льгот у муниципалитетов должны быть, поскольку объем бюджетного финансирования, который обеспечивает реализацию этих норм по состоянию на 31 декабря 2004 года, сохранился в виде трансфертов. Но, как показывает жизнь, на практике все иначе. - Хотя Бурейский район и считается богатым, сегодня наш бюджет просчитан так, что хватает только на зарплату и коммунальные платежи, - говорит заместитель главы администрации Бурейского района по социальным вопросам Светлана Бажал. - 131-й закон посадил нас в такую «лужу»... Из района 120 миллионов (!) забрали. На эти средства можно было развивать социальную инфраструктуру, в том числе направлять деньги и на содержание детских садов... Пока родители платят за пребывание ребенка в садике не более 20%, остальное должен оплачивать муниципалитет. Но у нас таких денег нет. Чтобы выдержать этот регламент, мы не направляем средства на улучшение материально-технической базы дошкольных учреждений. Сейчас вынуждены задерживать зарплату воспитателям. Но так долго продолжаться не может... Не лучше ситуация и в Серышевском районе. Сегодня здесь, по словам ведущего специалиста отдела образования Ольги Яскель, муниципалитет тоже еле «вытягивает» 20-процентый «лимит». В Серышеве родительская плата за ребенка составляет 50 рублей в день. То есть выходит 1000 рублей в месяц. Для сравнения: в Астрахани - 623 рубля, Кургане - 500 - 700, Иркутске - 474, Пензе - 600 - 800, Ярославле - 480, в Москве - 400 - 880 рублей в месяц. Кстати, серышевский райсовет сейчас обсуждает вопрос об увеличении платы за содержание детей в муниципальных детсадах. - Себестоимость содержания ребенка в детсаду постоянно растет, поэтому плата и увеличивается, - сетует Ольга Яскель. - «Процент» выдержать не шутка. Конституционный суд сказал ясно: родители по-прежнему должны оплачивать лишь 20% расходов по содержанию ребенка в детском саду - согласно норме, которая действовала и до принятия 122-го ФЗ. Минфин и субъекты федерации должны предоставлять местным властям средства на обеспечение гарантий общедоступности дошкольного образования. Однако на основании каких требований и в каком объеме федеральный бюджет обязан предоставлять муниципалитетам финансовую помощь, непонятно. Конкретные формы компенсации и установление соответствующего механизма предстоит определять в законодательном порядке. Добиться поддержки - да-же гарантированной Конституционным судом - муниципалитетам будет нелегко. С одной стороны, выплаты надо еще урегулировать отдельным законом. А с другой... Местное самоуправление сначала должно убедить в том, что «приняты все разумные меры для наполнения бюджета, но их недостаточно, чтобы исполнить предписание федерального закона». Только тогда должны дать деньги на обеспечение этих гарантий. И здесь могут начаться сложности. Нужно определить, как муниципалитет докажет, что «все разумные меры» приняты. А если даже убедят, возникнут вопросы: отреагирует ли оперативно на просьбы глубинки Минфин и найдутся ли в областном бюджете дополнительные средства для помощи муниципалитетам? - Чтобы комментировать решение Конституционного суда, его необходимо сначала внимательно изучить. А пока могу сказать только одно, - сказала заместитель начальника финансового департамента Татьяна Фарафонтова. - Если к нам обратятся муниципальные образования с просьбой оказать им финансовую помощь, все обращения, конечно, будут изучены. В частности, какой уровень оплаты за содержание детей в детском саду в настоящее время сложился фактически. Но при этом надо учесть, что закон об областном бюджете принят с большим дефицитом, так же, как и бюджеты большинства муниципальных образований. «Лишних» денег в областной казне нет, и чтобы кому-то помочь, надо у кого-то забрать. В общем, деньгами муниципалитеты от решения Конституционного суда, конечно, не засыплет. Но радует уже то, шутят в амурской глубинке, что и денег у муниципалитетов не станет меньше. А то в последнее время что ни новый закон - все только отнимает. Впрочем, у нас больше уже и отнимать нечего, говорят в районах, как в легенде про Тамерлана...

Возрастная категория материалов: 18+