Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №36 (28926) от 10 сентября 2020 года
Издается с 24 февраля 1918 года
25 сентября 2020,
пятница

Памфлет о мудреце с тараканами

16 июня в Амурском областном театре драмы состоится премьера спектакля «На всякого мудреца довольно простоты» по пьесе А. Островского. Постановкой заслуженного артиста РФ Рината Фазлеева завершится 122-й театральный сезон. Корреспонденты «АП» побывали на репетиции спектакля накануне премьеры.

Памфлет о мудреце с тараканами / 16 июня в Амурском областном театре драмы состоится премьера спектакля «На всякого мудреца довольно простоты» по пьесе А. Островского. Постановкой заслуженного артиста РФ Рината Фазлеева завершится 122-й театральный сезон. Корреспонденты «АП» побывали на репетиции спектакля накануне премьеры.

Глумов (Виталий Гончарук) мерил шагами сцену и обличал высшее общество, обнаружившее его потайной дневник с откровениями о их собственных недостатках. И теперь пребывающее в шоке общество, замерев от ужаса, слушало молодого человека. Голос его то срывался в крик, то закипал слезой. - Не так! - эмоционально прерывает репетицию режиссер Ринат Фазлеев. - Виталий, пойми, ты потерял все: деньги, карьеру, будущее. Ты раненый зверь с кровоточащей раной в груди, ты загнан, ты мечешься. И на их «Как это понимать?» выдаешь им: «Да вы на себя посмотрите! Ты хотел, чтобы я лег с твоей женой? Я лег. Ты хотел, чтобы я сочинил за тебя спич, с которым ты потом будешь блистать в кругу светского общества? Я это сделал. Я делал только то, что вы от меня хотели. За что же вы сейчас меня бичуете?» Вот подтекст, который должен прозвучать. А у твоего Глумова какие-то менторские интонации... Репетиция эпизода начинается сначала. Из-за кулис появляются Турусина (народная артистка Анна Лаптева), Крутицкий (народный артист Владимир Матвеев) и Мамаев (артист Юрий Егоров). Двое последних держат в руках креманки с воображаемым мороженым. Мило улыбаясь, начинают диалог. - Стоп! - опять недоволен режиссер. - Вы почему не работаете? Ваша задача - съесть мороженое. С Крутицким вы разговариваете каждый день, он вам уже надоел. А мороженое вы едите только сегодня, вот и ешьте с наслаждением. - Я ем, - растерянно оправдывается Владимир Матвеев и начинает активнее работать ложечкой. - Как можно одновременно говорить и жевать? - недоумевает Юрий Егоров. Вернулись за кулисы и начали снова. С усилением акцента на мороженом диалог стал более выпуклым, зрелищным. Во время репетиционного процесса каждый эпизод оттачивается, доводится до совершенства. В спектакле важны каждая правильно поставленная интонация, каждый жест, каждое движение. Жанр постановки режиссер определил как памфлет. По определению памфлет - злободневное острое сочинение обличительного характера, критика на уничтожение. - Я выбрал жанр памфлета, потому что пытаюсь рассказать о недостатках, которые существуют в сегодняшней жизни, - говорит Ринат Фазлеев. - Мало что изменилось со времен Островского, более того - описанные им пороки усугубились. Ложь стала откровенной, циничной. Настало время Глумовых. Давно хотел поставить «Мудреца», потому что пьеса актуальна - она про сегодняшних нас, про потерю нравственных критериев. Солгал человек - ну и что? Украл - ну и что, каждый второй сегодня крадет... Ес-ли говорить о режиссерской сверхзадаче, спектакль должен прозвучать как призыв очищения от глумовщины. Оформление спектакля необычно для пьес Островского. Музыка композитора С. Еременко - жесткая, динамичная, современная. Сценография (художник - В. Веровчук) не иллюстрирует быт любимого автором Замоскворечья, она характерна скорее для постановок по произведениям Салтыкова-Щедрина. Оформление подчеркивает остроту жанра, остроту авторской мысли. Гротескное начало в пьесе Островского выражено в первую очередь сценографически. Оформление сцены воплощает мечты Глумова о его продвижении по службе. Действие разворачивается на канцелярском столе, покрытом казенным сукном, и в процессе спектакля подстаканник для карандашей, пресс-папье и другие канцтовары вдруг из символов будущего карьерного благополучия главного героя превращаются в предметы мебели для персонажей. Еще одна режиссерская «изюминка» - акцизные чиновники. Это такие люди-тараканы, которые бегут впереди Глумова и воплощают его желания (от устойчивого выражения «у всякого свои тараканы»). Режиссер обратил внимание на то, что Глумов сам по ходу сюжета ничего не делает: тетушка начинает искать ему место, подключает Мамаева, Мамаев подключает еще кого-то - и все зашевелилось. Глумов все делает чужими руками, отсюда и возникла театральная метафора мелких чиновников-кукловодов. Режиссер немного сократил текст пьесы, убрал эпизоды, которые показались затянутыми, ведь современный зритель привык к более динамичному действию. Нескольких малозначительных персонажей, которые, на взгляд режиссера, тормозили действие, в спектакле не будет, тем более что они не влияют ни на сюжет, ни на сверхзадачу спектакля. Ринат Фазлеев признался, что хотел поставить спектакль, в первую очередь понятный молодому зрителю. Ведь понятие совести и нравственных критериев прежде всего нужно пробуждать в молодежи.

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Амурчанка нарушила ПДД 150 раз и лишилась автомобиля за долги по штрафамПроисшествия
Сильные дожди мешают обработать гнезда аистов от пожаровОбщество
В Тынде десять новых заболевших COVID-2019 за суткиКоронавирус
Погреемся: последняя суббота сентября в Амурской области будет теплойОбщество
В Амурской области к аппаратам ИВЛ подключены пять пациентов с COVID-19Коронавирус
Показатель заболеваемости COVID-19 в Амурской области на треть ниже, чем по ДФОКоронавирус

Читать все новости

Система Orphus