А пока скульптору, художнику, формовщику и литейщикам предстоит сложная, но почетная работа — отлить и собрать все части бронзового тела Гайдая. Вчера на заводе ОАО «ПРП-станции» начали отливать руки для будущего монумента. Напомним: в прошлом году в конкурсе областного управления культуры победил проект благовещенца Валерия Разгоняева. По словам художника, он четыре месяца искал тот образ Гайдая, в котором каждый узнал бы великого режиссера. Просмотрел огромное количество фотографий, документальное кино, дважды встречался в Москве с женой кинорежиссера Ниной Гребешковой.

— Гайдай в обыденной жизни был очень замкнутым человеком, а «оживал» и придумывал лучшие сцены фильмов именно во время съемок. Потому и памятник я задумал такой: Гайдай сидит во время съемок на коробках кинолент с сигарой в руках, — рассказывает Валерий Разгоняев.

Автор памятника также предложил разместить под бронзовой фигурой на постаменте трех персонажей из его фильма: Балбеса, Бывалого и Труса. Иначе в глубинке народ может и не смекнуть, кто это. Затем уже жена Гайдая предложила разместить по кадру из фильмов со всех сторон памятника. Так родилась идея, которую и увидят поклонники кинорежиссера: с постамента спускается кинолента, как «красная» дорожка к ногам зрителя, а Гайдая вокруг окружают герои из любимых фильмов: «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть!»

Уже на самом конкурсе художнику предложил свою помощь скульптор Николай Карнабеда, известный благовещенцам как автор памятников Муравьеву-Амурскому, Святителю Иннокентию, Волошину и другим. И в апреле этого года скульптура из глины была готова. К июню решился вопрос с финансированием, и было выбрано предприятие, где будет отливаться памятник. Валерий Разгоняев доволен, что монумент будет отливаться в Благовещенске на заводе ОАО «ПРП-станции». Это единственное предприятие в Амурской области, которое согласилось выполнять работы на условиях конкурса.

— Этот завод позволяет технологически выполнить работу: у них есть обжигные печи с большой дверью, они плавят бронзу и, главное, здесь есть умелые литейщики, — соглашается с художником и скульптор Николай Карнабеда.

На сегодняшний день на заводе работа идет полным ходом. Скульптор уже снимает гипсовую форму с глиняной скульптуры. Причем памятник из гипса разделяют на отдельные части: вылить цельную фигуру не позволяют размеры печки. Каждую деталь монумента тут же покрывают зеленой нитроэмалью. Это делается для того, чтобы гипс не впитывал в себя влагу и не разбухал. И сейчас художник не с кистью, а с наждачной бумагой в руках шлифует гипсовую модель тех самых коробок с кинолентами, на которых будет сидеть бронзовый режиссер.

В другом помещении формовщик Николай Розайкин поместил в специальные ящики готовые гипсовые и деревянные модели. Каждая деталь, будь то постамент или рука, засыпается смесью — формовочной землей, в состав которой входят глина и кварцевый песок. Через некоторое время эта масса уплотняется, гипсовая деталь вынимается, а оттиск в ящике, например силуэт руки, остается.

Затем наступает ответственный момент уже для литейщика. Вчера Александр Еланцев приступил к отливу первых деталей памятника — рук. Для того чтобы на формовочной земле отпечаток превратился в объемную бронзовую руку, необходимо для начала разогреть печь до 1100 градусов. Когда бронза станет жидкой, ее заливают в форму.

— Бронза расплывается по поверхности оттиска и затем застывает. На следующий день деталь «сбрасывают» и отрезают лишнее, так называемую прибыль, — рассказывает плавильщик металлов Александр Еланцев.

Сразу после рук Гайдая Александру предстоит отлить постамент, ноги, бюст и другие части композиции. Сама бронзовая статуя будет весить более 1,5 тонны, и это несмотря на то, что она будет пустотелой. Мастера планируют отлить фигуру режиссера к концу июня. Затем им предстоит скрепить все части сварочными швами и приступить к остальному «окружению» памятника. А во всем своем блеске бронзовый Гайдай засверкает только через три месяца.

Возрастная категория материалов: 18+