Это бы дало толчок к возобновлению строительства подъездных путей от разъезда Улак в Зейском районе к месторождению коксующихся углей в Якутии. На конкурс было подано 10 заявок от российских, японских и южнокорейских фирм. На последнем этапе основная борьба развернулась между компаниями «Мечел» и «Алроса». Они были готовы стать инвесторами проекта освоения Эльгинского месторождения. Однако Министерство экономического развития и торговли и Правительство Республики Саха (Якутия), которое является основным держателем акций в компании «Эльга-уголь», не смогли прийти к согласованной позиции по развитию проекта эльгинских залежей угля. В связи с этим реализация соглашения, подписанного ранее ОАО «РЖД», правительством Республики Саха (Якутия) и инвестором, остановлена. - Со своей стороны все, что нужно, РЖД сделала, - заявил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин в одном из интервью. - Когда государство попросило нас отложить подведение итогов конкурса на продажу нашей части, мы пошли на это. Но рынок угля меняется, основной потребитель - японская промышленность - испытывает нетерпение. Велики шансы, что они переключатся на разработку новых австралийских углей и Эльгинское месторождение в ближайшей перспективе окажется невостребованным. Кто-то за это будет нести ответственность. Я уверен, что это будет не РЖД. Отсутствие решения в течение длительного срока может привести к утрате рыночной привлекательности проекта на обозримую перспективу. - Компания «РЖД» очень долго принимала решение о продаже своего блокирующего пакета акций «Эльгаугля». Она молчала весь 2005 год и только в январе этого года объявила о начале конкурса по продаже акций. После этого еще полгода было полное молчание, не было никаких разъяснений, - прокомментировал «АП» ситуацию первый заместитель министра промышленности Республики Саха (Якутия) Алексей Голубенко. - Правительство Якутии готово и сейчас идти на контакт с инвесторами и продать свой пакет акций для консолидации уставного капитала, но это должна быть проверенная компания, а не третье лицо. - Это стандартная российская бюрократическая проволочка. Причина всех этих перипетий кроется в Министерстве экономического развития, которое не дало согласие на продажу доли акций компании «РЖД» в «Эльгауголь», - считает генеральный директор ОАО «Эльгауголь» Мухаммед Цуканов. - Это ведомство, можно сказать, ставит палки в колеса проекту - оно предлагает провести аукцион по принципу, кто предложит большую цену. При этом стартовая стоимость настолько высока, что никакой инвестор на это не пойдет, потому что тогда о рентабельности проекта можно забыть. Акционеры ОАО «Эльгауголь» действуют согласованно и предлагают варианты решения вопроса, но проблема в том, что на любые сделки по таким проектам, как Эльгинское месторождение, должно быть дано добро государства. В данном случае ведомство Германа Грефа ведет антигосударственную политику, ведь Эльгинский проект предусматривал закрепление населения в регионе Дальнего Востока. Теперь произойдет очередной отток людей с этих территорий. Но мы не теряем надежды, что здравый смысл все же восторжествует и будет найден компромисс между Минэкономразвития и учредителями «Эльгаугля». По мнению ОАО «РЖД», в сложившихся обстоятельствах весьма вероятна возможность отзыва лицензии у ОАО «Эльгауголь», что повлечет за собой радикальную задержку начала разработки месторождения. Как следствие -усиление позиций иностранных поставщиков угля на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона взамен российских производителей. Кроме того, неопределенность с реализацией проекта вызывает справедливое недоверие к нему у российских и международных инвесторов. Следует признать, что следствием срыва реализации проекта станет ухудшение социальной обстановки в регионе, поскольку развитие и обслуживание инфраструктуры в зоне месторождения - реальная возможность стабильного обеспечения жизнедеятельности населения региона. Амурская область возлагала большие надежды на возобновление строительства железной дороги Улак - Эльга, так как часть подъездных путей проходит по территории Зейского района. Планировалось, что уже в этом году после сделки между ОАО «РЖД» и потенциальным инвестором начнется передислокация строителей на объект. Реализация этого масштабного инфраструктурного проекта значительно бы повлияла на экономику области. На строительстве дороги предполагалось задействовать более 10 тысяч человек, преимущественно жителей Приамурья. Существенное пополнение получили бы местный и областной бюджеты. Проект включал в себя модернизацию Байкало-Амурской магистрали, строительство социальных объектов в Амурской области, угольного терминала в Ванино Хабаровского края, крупной ТЭЦ, горно-обогатительного комбината в Якутии. Напомним, что Эльгинское каменноугольное месторождение является одним из крупнейших в мире с объемом запасов более 2 миллиардов тонн и перспективами добычи более 20 миллионов тонн в год высококачественных углей. Планировалось, что общий объем инвестиций достигнет 4,5 миллиарда долларов. - В сложившейся ситуации ОАО «РЖД» вынуждено снять с себя ответственность за срыв реализации проекта, а также оставляет за собой право продажи принадлежащего ОАО «РЖД» пакета акций и недостроенного участка железной дороги вне конкурса стороннему инвестору по объявленной стоимости, - сказали корреспонденту «АП» в департаменте по связям с общественностью компании «Российские железные дороги». Тем временем железная дорога по-прежнему тратит большие деньги на охрану объектов Эльгинского проекта на территории Амурской области, платит арендную плату за пользование землей, поскольку участок зарегистрирован под ОАО «РЖД, и в результате в лучшем случае получит компенсацию за построенные километры трассы исключительно по остаточной стоимости.

Возрастная категория материалов: 18+