По данным Российской ассоциации парков и производителей аттракционов, в России действует около 700 парков, в которых насчитывается порядка восьми тысяч устройств для развлечения. Большая часть из них базируется в небольших муниципальных парках. Ежегодно хотя бы раз их посещает половина российского населения. Денежную карусель может остановить закон Мировая индустрия развлечений - это гигантская промышленность. К примеру, в США ее годовой оборот в три раза превышает военный бюджет страны. Парковое хозяйство России еще сильно отстает от американских «Дисней- лэндов». Но в последние годы и у нас стали появляться новые красивые машины. По подсчетам специалистов, 90 процентов российского рынка занимают импортные аттракционы. Весной этого года в Госдуму был внесен проект федерального закона «О безопасности устройств для развлечения», который вводит новый технический регламент на аттракционы, в том числе зарубежные. Технический регламент аналогичен ГОСТам и предъявляет определенные требования к безопасности производства, хранения, перевозки, продажи и использования аттракционов. Все устройства для развлечений будут делиться на группы, в зависимости от степени риска: критичный (высокий), некритичный (повышенный или минимальный). Уровень риска будет зависеть от высоты аттракциона, скорости перемещения конструкции и других параметров. Разработчики законопроекта, таким образом, стремятся снизить объемы некачественных аттракционов, ввозимых в страну. Между тем участники рынка, особенно в крупных городах, уже сейчас говорят о том, что требования законопроекта слишком жесткие. Переоформление документации потребует от владельцев машин дополнительных денежных затрат и времени. Определенные сложности ожидают импортные аттракционы, которые придется сертифицировать по российским стандартам. Кроме этого, под новый регламент могут попасть не только самодвижущаяся техника и карусели, но и надувные конструкции, батуты и другие устройства для активного отдыха. Этот «Юнга» катал папу Точное количество устройств для развлечений в Приамурье посчитать сложно, поскольку многие из них находятся в частной собственности. Аттракционы в муниципальных парках, где сосредоточены главным образом самодвижущиеся конструкции, проходят регулярные проверки. Директор МП «Городской парк культуры и отдыха» Сергей Попов говорит, что жесткие требования к эксплуатации парковых аттракционов предъявлялись всегда. - Наши специалисты ежедневно осматривают каждый аттракцион. Освидетельствование технической инспекции проходят все машины перед открытием летнего сезона. Иначе аттракционы просто не допустят к работе, - комментирует Сергей Иванович. - Отдельно проверяется электрооборудование. Приезжает санитарная служба, пожарные. В этом году только техническое обследование обошлось предприятию в 216 тысяч рублей, не считая затрат на другие работы. Например, на ремонт ходовой части «Веселых горок» потратили более 100 тысяч. На очереди - ремонт «Колокольчика». В этом сезоне после 11-летнего перерыва снова заработали сталкивающиеся машинки. Большая часть аттракционов парка сошла с конвейеров отечественных заводов еще в начале 80-х годов прошлого века. Согласно техническим требованиям машина в среднем эксплуатируется в течение шести-восьми лет. Затем, после специальной проверки и выдачи соответствующих документов, аттракцион может работать еще пять лет. После этого машина должна подвергаться техническому освидетельствованию каждый год. - Старые аттракционы за годы работы устарели и морально, и физически, - продолжает Сергей Попов. - Иногда до смешного доходит. Я сам видел, как один папа, стоя перед «Юнгой», говорил ребенку: «Вот сынок, и я здесь когда-то катался». Для пополнения парка новыми самодвижущимися конструкциями нужны немалые деньги. Чтобы обновить аттракционы в течение пяти-шести лет, предприятию ежегодно необходимо 12 - 15 миллионов рублей. Стоимость нового устройства для развлечений российского производства колеблется от шести до 50 миллионов. К примеру, небольшая карусель - непременный атрибут любого парка - стоит около двух с половиной миллионов рублей. Тем не менее и городской, и Первомайский парки постепенно пополняются современными ат-тракционами. В 2003 году были приобретены «Лодочки» и «Лебеди», а в прошлом - «Медуза», «Дракон», зимний аттракцион «Емеля». Сейчас предприятие оформляет инвестиционный кредит на шесть миллионов рублей. В планах - покупка качелей «Ермак» и катальных горок «Торнадо». Кроме этого, на «Орбите» и «Веселых горках» должны установить иллюминацию. «Колесо обозрения» и «Вихрь» уже светятся в темноте. Когда-то была задумка сделать на «Колесе» закрытые кабинки, чтобы аттракцион работал круглый год. Но после всех подсчетов оказалось, что удовольствие это - не из дешевых. За каждую кабинку пришлось бы выложить 65 тысяч рублей. А их два десятка. Шли разговоры о том, чтобы на месте катка создать мини-аквапарк с бассейном. Но и это новшество пока не под силу бюджету предприятия. Многие благовещенцы помнят шумную «Зеленую эстраду» в городском парке. Именно по причине шума популярная среди горожан танцплощадка перестала существовать. Ее перенесли в другое место, но для достройки опять же не хватает средств. В прошлом году потратились на ремонт тепло- и водоснабжения, коммуникации не ремонтировалось почти полтора десятилетия. Все аттракционы в парках Благовещенска отечественного производства. Как объяснил директор предприятия, приобретение российских машин, в первую очередь, гарантирует покупателю отсутствие проблем с технической документацией: - Аттракцион - сложное сооружение, требующее особых условий монтажа, перевозки и обслуживания. Российский завод-изготовитель сам монтирует аттракцион, возлагая на себя ответственность за техническую сторону вопроса, отвечает за охрану и безопасность труда. Предоставляется гарантийный срок обслуживания - минимум год. Но даже в отечественных аттракционах есть доля труда зарубежных специалистов. Многие российские заводы пользуются полимерными заготовками импортного производства. К примеру, корпуса на все тех же сталкивающихся машинках итальянские, а «начинка» наша. Двигатели для «Лодочек» делают в Японии. Аттракционы, произведенные в России, по эстетическим качествам сегодня не уступают зарубежным. На выставках в Харбине, Пекине мы видели немало хороших аттракционов. Может быть, и приобрели бы, но никто не даст сертификат на эксплуатацию, соответствующий российским стандартам. Проблема изношенности ат-тракционов остро стоит не только для Приамурья. Устаревшие машины, выработавшие свой ресурс на 70 - 90 процентов, есть почти в каждом парке российского города. Что делать с «машинами-пенсионерами», руководители парковых комплексов решают по-разному. В некоторых развлекательных комплексах аттракционы старого образца перевозят в отдельную зону и билеты на них продают по сниженным ценам. К слову, цена детского билета на аттракцион в среднем по России - 80 рублей, взрослого - 100. Для сравнения: в Благовещенске детский билет стоит 25 рублей, взрослый - 50. Руководство предприятия уверяет, что, несмотря на нехватку средств на развитие и покупку современных аттракционов, в частные руки наши парки не уйдут. Контроль на добровольных началах Стоит отметить, что проверки на безопасность сегодня проходят только муниципальные парки. Экспертизу аттракционов в области проводит одно-единственное предприятие, куда в течение последних лет обращались только представители парковых хозяйств Тынды, Свободного, Белогорска и Благовещенска. По словам экспертов этой организации, с первого раза подтвердить исправность всех объектов в парке не удавалось еще никому. Серьезные претензии предъявляются к машинам каждый год, но специалистам удается исправить неполадки. В каком состоянии тормозная система, электроснабжение, насколько надежны металлические соединения в частных устройствах для развлечений, могут знать только их владельцы. Покупатели заграничных каруселей и горок знают, что самые безопасные и качественные ат-тракционы - произведенные в Швейцарии, США, Германии, Японии и Италии. В этих странах производство устройств для развлечений находится на высоком уровне. Но купить дорогую игрушку может не каждый предприниматель. Многие стараются выбрать что-нибудь подешевле. Импортные аттракционы на территории России вообще не проходят техническую проверку - нет соответствующей нормативной базы. Не существует и федерального органа, который контролировал бы безопасность аттракционов. Четыре года назад Министерство культуры России упразднило инспекцию по контролю за эксплуатацией аттракционов и охране труда. Год спустя Госдума приняла закон «О техническом регулировании», который предписал владельцам аттракционов следовать техническому регламенту. Но этого регламента до сегодняшнего дня нет. Приняты только добровольные ГОСТы, по которым проходит добровольная сертификация.

Возрастная категория материалов: 18+