Критики, мучаясь в попытках выделить все-все-все положительные стороны фильма, автоматически разделяют недовольство публики. Что-то здесь не так. Тридцать лет пустя Ричард Доннер снял свой «Омен» в 1976 году. Следом вышли еще две части захватывающего повествования о жизненном пути дьявольского посланника Дэмьена, уничтожающего всех, кто стоит у него на пути и лишенного человеческих эмоций вроде милосердия или благодарности. Пожалуй, это был один из самых лучших триллерсериалов своего времени - львиная часть зрителей, собравшихся в кинотеатрах шестого июня, пришла посмотреть именно ремейк, а не новый фильм. Ведь за прошедшие три-дцать лет те же технические возможности кино возросли в разы и десятки раз. Опять же современный взгляд на старую сказку - это всегда интересно. «Новый лад» оказался не то чтобы совсем новым, а каким-то непонятным. Почти не тронув основную сюжетную линию фильма, авторам зачем-то понадобилось приплести к дьявольскому пришествию события последних лет, включая падение башен-близнецов ВТЦ (мол, «и обрушатся огненные горы» или что-то в этом роде), наводнение в Новом Орлеане (ну это понятно, это потоп), катастрофу «Колумбии» (звезда, упавшая с неба) и другие катаклизмы. Единственный вывод, который так и просится на бумагу: ангелы, о которых говорил Иоанн Богослов, решили трубить в трубы Страшного суда исключительно над американским континентом - а это, как минимум, дискриминация. А подозрительная гипотеза на тему: в понятии «зверь, выходящий из моря» под морем подразумевается «неспокойное море политики» - не просто притянута за уши, а приклеена клеем ПВА. Помимо этого, в «Омене» нет ничего напоминающего, что действие происходит даже не в наши дни, а в ближайшем будущем. Дождливая и серая путаница лондонских улиц, развалины в Меггидо, римская зима - все это существовало и в варианте тридцатилетней давности. Разве что пару раз кто-то из героев позвонил по сотовому телефону... А не по автомату - вот она, дань научно-техническому прогрессу. Кстати, эта подавляющая пасмурность сюжета не шла на пользу и первому варианту «Знамения». Сама история несколько скучна - в этом плане существенно выигрывают вторая и третья части кинотрилогии. Все-таки маленькому Зверю всего каких-то четыре или пять лет, и солнышко украсть он еще попросту не успел. Поэтому, невзирая на ужасные перспективы его взросления, погода могла бы пару раз и поменяться. А то иногда прямо спать тянет. Синдром плохого ребенка История проста, интересна и известна почти всем. Жена посла США в Риме Катерина (кому больше нравится - Кэтрин) после нескольких неудачных попыток все-таки рожает мальчика. Почему-то роды у супруги дипломата принимают не профессиональные врачи в сверкающей клинике, а католические священники и сестры. Поддавшись дьявольской воле, они умерщвляют новорожденного, а отцу говорят, что младенец вновь родился мертвым. Убитый горем Роберт Торн соглашается взять на воспитание ровесника погибшего мальчика, скрыв этот факт от жены. Все бы хорошо, но Дэмьен оказывается рожденным не от женщины, а от самки шакала, и вообще является Злом. Теперь семейству Торнов, волей того же дьявола оказавшемуся в Лондоне, предстоит сначала поверить в невероятное происхождение сына, а затем и попытаться его остановить. Все это напичкано мистическими убийствами всех, кто активно выступает на стороне Добра. Все они не выглядят как убийства - злые силы умеют заметать следы гораздо лучше любого профессионального киллера. Правда, участь будущих жертв явно отражается на их фотографиях, что говорит о том, что и на старуху бывает проруха, а также о том, что создатели нашумевшего «Звонка» в молодости смотрели «Омен». Надо заметить, что литературное повествование о рождении, пути и гибели Зверя в человеческом облике составляет четыре романа. И прозаические родители Дэмьена хоть и удлинили ему существование (в последнем романе, кстати, действие происходит в 2000 году, и там действует миру на погибель уже ребенок самого Дэмьена), но постарались особо не вдаваться в изучение документов и исторических событий. В общем, это не Дэн Браун. Поэтому и фильм никак не должен вызывать религиозного негодования. Упор здесь делается не на историю, а скорее на промежуточные поступки главного героя и его покровителя. То есть в отличие от «Кода да Винчи» это самый настоящий экшн, в создании которого использована часть «Откровения Иоанна Богослова», да и то самая известная, про «горе вам, живущим на суше и на море» и еще про три шестерки, которые легко можно обнаружить, раздвинув волосы на затылке Дэмьена. Это не татуировка, знаете ли, это родимое пятно. Конец света отменяется Если говорить о плюсах, без которых вообще никогда не обходится, даже если речь идет о молодежной комедии, то их действительно можно пересчитать по пальцам. Современный зритель не боится ни резких выскакиваний из-за комода, ни разъяренных и больных бешенством собак. Стандартная мистика тоже давно никого не впечатляет, потому как изучена, высмеяна и отправлена на заслуженный отдых. Современному зрителю подавай что-нибудь эдакое, вот как раз про злых детей. Ему нужны волосы в свеженаполненной ванной, непонятные силуэты, замершие в дверных проемах, и молчаливые существа, отражающиеся в зеркалах. Или что-нибудь вообще бесформенное и орущее, как в фильме «Сайлент Хилл». Поэтому «Омен» 1976 года сейчас можно рассматривать только с точки зрения классики, но никак не с точки зрения на спокойный сон публики. Спасибо авторам ремейка - в середину фильма они ввели такую дерганую и неприятную (в смысле щекотания нервов, конечно) нарезку из кадров, которые в принципе не имеют особого значения, но действуют. Ну да, скажете вы, это же Дэмьен сводил с ума приемную матушку. Так, а зачем было сводить Катерину с ума, если в результате Дэмьен на пару с няней (тоже посланницей зла) сначала сбросили ее с верхотуры, а затем вообще собственными руками лишили жизни в больничной палате? Что касается качества съемки, то возникает впечатление нездорового привлечения внимания именно к сценам убийств. Бежит-бежит священник сквозь дождь и ночь, задыхается от ужаса, перелезает какие-то решетки, ничего не понять, куда, от кого, да долго еще так - глядишь, зритель и устал. Сидит и смотрит безо всякого интереса. Тут беглеца ка-ак пришпилит к земле сорвавшимся штырем! Зал ка-ак ахнет! Или наклоняется фотограф за единственным оружием против зла, которое Роберт Торн выбросил в порыве скептицизма, разгибается, а ему - бац! - и отрубило голову какими-то качелями. Эти моменты сняты крайне профессионально, чего не скажешь обо всем остальном в фильме. Актерский состав мало о чем говорит рядовому зрителю. В титрах воспоминания вызывает только Пит Постлтуэйт, переигравший в американских фильмах множество второ- и третьестепенных ролей, которые очень трудно запомнить. Неплохо справился с ролью Дэмьена и юный Симус Дэви-Фицпатрик, учитывая, что всю картину ему пришлось молчать, орать или кусаться, а первые членораздельные слова он говорит в предпоследней сцене. Итак, пользуясь логикой, следует в ближайшие месяцы-годы ждать фильмов с названиями «Дэмьен» и «Последняя схватка». Еще раньше, есть подозрение, выйдет «Очень страшное кино-5», где «Омен» станет основным объектом для идиотских насмешек и выходок. И то, и другое всего лишь средство для развлечения, а также отличный способ перестать бояться любых мало-мальски апокалипсических событий, привязанных к символичным датам.

Возрастная категория материалов: 18+