После перестройки, когда промышленность резко пришла в упадок, изобретатели ушли на второй план: их разработки никому не были нужны. В последнее время, когда производство стало развиваться, о конструкторах снова заговорили. Теперь их работа вновь оказалась востребованной. Например, Тындинское локомотивное депо без рационализаторов не получило бы такого развития, как сейчас, по многим причинам. Одна из них заключается в том, что на всей Байкало-Амурской магистрали работают советские тепловозы Ворошиловград-ского завода, который сегодня находится уже в другом государстве - Украине, и запчасти для локомотивов отсюда больше не поступают. Вот и приходится тындинским рационализаторам решать задачи за украинских заводчан: разрабатывать детали, конструировать различные механизмы. При этом изобретатели понимают, какая ответственность ложится на их плечи. Ведь от них зависит безопасность движения поездов. - Когда мы что-то изобрели, для нас главное - не просто отчитаться, нам важно, чтобы люди, которые эксплуатируют наше оборудование, были довольны, - объясняет Анатолий Кужель, тындинский рационализатор. - Поэтому мы продумываем каждую мелочь, чтобы все было последовательно и слесари меньше времени тратили на управление механизмами. Наши детали, которые устанавливаются на тепловозы, - это безопасность пассажиров. Каждый рационализатор владеет многими специальностями. Он и слесарь, и токарь, и даже экономист, потому что, прежде чем что-то конструировать, нужно просчитать экономический эффект. - Постоянно читаем техническую литературу, устраиваем творческие планерки и так в спорах находим истину, - делится с корреспондентом «АП» Борис Назаренко, мастер экспериментального цеха локомотивного депо Тынды. - Так почти из ничего наши рационализаторы делают вещи, которые имеют стоимость, и немаленькую. Ежегодно мы выдаем 70 - 80 рацпредложений с экономическим эффектом в несколько миллионов рублей. - Зачастую сидишь и думаешь, почему не получается сделать какую-то деталь, вроде бы все правильно, но все равно не идет, - рассказывает о творческих мыслях Вениамин Пархоменко. - Потом уже дома решаешь в уме и на бумаге технические головоломки, и в результате рождается очередное рационализаторское предложение. Так у Вениамина Пархоменко родилась идея создания моечной машины для двигателей тепловозов. Ноу-хау Вениамина Лотусовича за полтора часа очищает дизель от мазута и грязи. Раньше это делала бригада обтирщиц ручным способом, но эффекта такого не было: очистить двигатель до конца все равно не получалось. Теперь дизели выходят из мойки почти как новые. Это значительно упростило работу слесарей по ремонту механизмов: им не приходится быть по локоть в мазуте. Подобных машин на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири нет, их нигде не выпускают. А экономический эффект от изобретения Пархоменко несколько миллионов рублей. - Когда запустили мойку для дизелей - мое рационализаторское предложение, - было такое чувство радости, будто у меня родился ребенок, - делится эмоциями Вениамин Пархоменко. - Я в основном свой труд и люблю за то, что я не только что-то черчу, а вижу это, воплощенное в металле. Когда работаешь с бумагами, это одно, а когда родился какой-то узел, деталь, над которой ты думал очень долго, - это непередаваемые чувства. Почти всем тындинским конструкторам за сорок пять, молодежи среди изобретателей, можно сказать, нет. Как говорят ветераны рационализаторского дела, нет людей, у которых можно развить творческую жилку. Приходят выпускники институтов, посмотрят на работу, подумают немного и уходят. Оказывается, что одного высшего образования здесь мало, нужно иметь творческий склад ума, уметь мыслить и представлять, казалось бы, обычные вещи по-другому. Тындинское локомотивное депо постепенно превращается в завод по ремонту тепловозов. Уже сейчас здесь реконструируют локомотивы соседних с БАМом дорог: Забайкальской и Восточно-Сибирской, железных дорог Якутии. Поэтому нужно совершенствовать технологический процесс, повышать производительность труда. Руководство депо в этом большую ставку делает на рационализаторов экспериментального цеха. - Железная дорога во многом держится за счет творческой мысли изобретателей. Ведь тот же тепловоз или вагон состоит из тысяч различных деталей, и в случае выхода какого-то элемента из строя не всегда есть возможность его заменить заводским, их могут просто уже не выпускать. И здесь на помощь приходят рационализаторы, - говорит Владимир Крапивный, главный инженер Дальневосточной железной дороги. Не только детали, оборудование придумывают тындинские Кулибины. В том же депо рационализаторы сконструировали место отдыха для рабочих с фонтаном и фауной севера Приамурья: медведями, птицами. Настоящими умельцами слывут изобретатели и в домашнем хозяйстве. Одни отказались от услуг мебельных магазинов: сами разрабатывают мебель. Некоторые превратили свое жилище в высокоинтеллектуальный дом, напичканный разной электроникой, значительно упрощающей быт. - Моя жена часто просит что-нибудь сделать, но пока я не представлю, что она хочет и не добьюсь от нее идеи, не приготовлю материалы, за работу я не берусь, - рассказывает Вениамин Пархоменко, рационализатор тындинского локомотивного депо. - Я всегда говорю, что лучше сделать один раз хорошо, чем сделать быстро и потом это переделывать. У тындинских рационализаторов много идей, и есть надежда, что все они воплотятся в жизнь. По Байкало-Амурской магистрали растут грузоперевозки, поэтому мысли изобретателей, как никогда, нужны железнодорожникам.

Возрастная категория материалов: 18+