Занятно и неназидательно

Наряду с журналистами из 100 российских городов «АП» продолжает участвовать в акции «Читают все!» Мы освещаем самые интересные, самые свежие издания, на которые следует обратить внимание любителям хорошей литературы в магазинах и библиотеках. Сегодня речь - о детских книгах.

«Камо»: прыгать выше головы легко Английский язык можно выучить за три месяца, если появился интересный собеседник. Не трудно прокатиться на строптивом велосипеде, когда торопишься к маме. Учитель требует сочинение «Я проснулся взрослым», и не проблема войти в роль родителя настолько, что станешь действительно большим. Французскому мальчишке Камо сделать невероятное - раз плюнуть. Для любого ребенка прыгать через голову легко и интересно, только вырастая, дети забывают об этом. Однако не все. писатель из страны любви Даниель Пеннак в серии «Приключения Камо» пишет о непосредственности и решительности подростков и их родителей, которые не потеряли «весенних улыбок» и позволяют себе роскошь говорить правду. - А можно влюбиться в кого-нибудь, кого на самом деле не существует? - А как же! Из-за этого-то и бывают разводы! - от души рассмеялся мой отец. Писатель Пеннак по профессии педагог, он преподает в Париже литературу и родной язык, поэтому материал для книг у него перед глазами по 10 часов в неделю. В совершенно бытовые истории про школу, про гневного учителя, про изгоя, который есть в любой компании, вкрадываются или врываются, выбивая дверь ногой, волшебные и даже мистические мотивы. Но усмехнуться, сказать «сказка» и закрыть книгу не получается - слишком настоящие персонажи смотрят со страниц, слишком интересно, что же в нереальной ситуации предпримет почти материальный Камо. Иллюстрации к повестям делал отечественный художник Николай Шаховской. Временами они напоминают комикс, иногда ретроспективную киноленту или размытые чернила в тетради. Есть картинка, которая амурчанину покажется особенно близкой. В рассказе «Побег Камо» мать главного героя отправляется в Россию, чтобы познакомиться ближе со своими корнями. Она находит «остатки прошлого» в конце транссибирской магистрали. Это место в повествовании украшает фрагмент карты с Амурской областью, Благовещенском и рекой Зеей. «Море троллей»: окунись в Скандинавию Скандинавская мифология - суровая и довольно жестокая, но не лишена своеобразного чувства юмора. Читателей завораживают сказания про Одина и Локки, истории противостояния благородных эльфов и отвратительных троллей. Редкий писатель, работающий в жанре фэнтези, прошел мимо этой благодатной темы. Последний роман американской писательницы Нэнси Фармер «Море троллей» окунает читателей в то время, когда на севере Европы доживали свой век великаны и людоеды, в недрах земли можно было отыскать трудолюбивых гномов, встреча с драконом была заурядным событием. Время, когда древнекельтские языческие культы и христианство существовали бок о бок. Люди молились христианскому богу, но не забывали после этого задобрить и таинственные силы природы. Одиннадцатилетний сакс Джек по воле судьбы сначала стал учеником колдуна, а затем рабом викингов. Мальчик пережил встречу с королевой великанов, схватки с драконами и гигантскими пауками. Но в конце концов он выполнил главное свое предназначение - испил мед поэзии из источника Мимира и вернул похищенную сестренку домой. Несмотря на массу захватывающих приключений, закрываешь книгу с ощущением, что автор чего-то недоговорил. Слишком много ответвлений в сюжете, которые так и не получили продолжения, слишком быстро попытка создать нечто грандиозное и оригинальное обернулась еще одним средним произведением по мотивам североевропейских легенд. Однако несомненный плюс - это вывод, который сделал повзрослевший после всех приключений Джек: «Лучшее оружие против смерти - жизнь, а это означает храбрость, а это означает радость». «Общаться с ребенком. Как?» Пособие для продвинутых родителей Ироничное отношение к пособиям по воспитанию детей прочно засело во мне еще в период ожидания сына. Взяв в руки какую-то из книг для будущих и настоящих мам, прочла фразу типа «Беременная должна содержать кожные покровы в чистоте» и вместе с этой книгой захлопнула для себя этот вид литературы раз и навсегда. Впрочем, нет, были попытки обратиться к советам для родителей еще - например, не удержалась и прочла сверхпопулярного доктора Спока. Пришла в ужас. Если ребенок плачет и не хочет спать, закройте его в комнате и уйдите. Поплачет минут двадцать и уснет, никуда не денется. Он и на следующий вечер так поплачет, а через две недели привыкнет и начнет засыпать сам. Если бы в порядке эксперимента я попробовала поиздеваться над дитем, вряд ли другие члены семьи это пережили бы так же СПОКойно. Поэтому когда мне в руки попали «Советы матушки Мерфи», главный тезис которых - воспитывай не воспитывай, все равно вырастет таким, каким вырастет - я приняла его как данность. Книга психолога, профессора МГУ Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» переменила мое отношение к литературе подобного рода. Во-первых, своей неназидательностью. Во-вторых, конкретностью заданий. В-третьих, массой житейских примеров с полной раскладкой того, как мы привычно хамим детям и как нужно с ними говорить на самом деле. Теория, тренинг и чтиво в одном флаконе. Общение с ребенком зиждется на двух китах, утверждает профессор Гиппенрейтер. Первый кит - активное слушание. Второй кит - «я-сообщения» вместо «ты-сообщений». Пробуйте на практике, призывает читателей психолог. Получится не сразу, потому что родители тоже люди, но плоды принесет ощутимые. В отношения с детьми вернутся мир и покой, кроме того, дети получат пример бесконфликтного разрешения сложных ситуаций. Пробуем на практике. «Не хочу в садик!» - с этой фразы и громкого рева у нас начинается почти каждое утро. До знакомства с книгой было два варианта продолжения разговора. Первый - суровый: «Я ухожу на работу, закрываю дверь на ключ, а ты остаешься дома один». Второй - подкупающий: «Если сходишь в садик, куплю киндер-сюрприз». Оба с вредными последствиями: в одном случае у ребенка вырабатывалось чувство страха, в другом - привычка к вымогательству. Попробовала активно слушать. Пристально глядя в глаза (все по профессору): «Ты не хочешь в садик, потому что тебе там скучно без мамы». Кивает, слезы сохнут. Далее вместо грозного «ты-сообщения» («Ты остаешься дома один!») - душевное «я-сообщение»: «Понимаешь, мне нужно на работу, за меня мою работу никто не сделает, и если ты будешь не в садике, я буду очень переживать за тебя. Но я обещаю - как только освобожусь, сразу же тебя заберу». Бурчит, но начинает одеваться. Конечно, активно слушать трудно. Важно уловить эмоциональное состояние ребенка и при этом не ляпнуть лишнего, чтобы не усугубить его. Нужно не говорить «нет», а предлагать два альтернативных варианта, из которых он какой-нибудь да выберет. Главное - не предложить ничего запретного. Общаться с ребенком стало интереснее, поскольку на глазах из нытика он превратился в философа. И на мамин отказ поиграть в бандитов или бэтменов четырехлетний ребенок пристально заглядывает в глаза и вкрадчиво интересуется: «Ты не хочешь, потому что девочкам и тетенькам такие игры неинтересны?» (активное слушание). И посылает «я-сообщение»: «А мне это очень нравится!»